Всего в Смородине 130 016 объектов и 12 026 участников

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
Путешествия по России
22 июля 2016, 12:15 от Derimova Alena 0 0 1277

Гора Таврос

Балаклавская бухта, больше напоминающая тихое и мирное озеро, бережно охраняется обступившими ее высотами: Кефало-Вриси, Спилия, Аскети и Кастрон (Крепостной) с востока и Таврос, Мытилино (Мотыль), Кая-Баш с запада.

«В середине – озеро, голубовато-синее, неподвижное, чуть зыблющееся в ветер. А кругом горы, тесно сдвинувшиеся, голые, без травы, без деревьев, сухие, каменистые, так вбирающие в себя жар дневного солнца и так медленно остывающие ночью» - так описывал Балаклаву в своих очерках писатель Сергей. Елпатьевский.

Вход в бухту с моря сторожат мыс Курона (он же Западный, Батарейный, Дели-Христо) и мыс Св.Георгия (он же Балаклавский).

Еще не так давно, в 20-е годы прошлого века, за Тавросом (215 м) виднелась белая треугольная вершина Псилерахи (ок. 297 м) – мощного кряжа известкового массива. Ныне от него осталась только дыра глубиной почти 50 м. Флюсовый известняк, добываемый в карьере, 70 лет шел на металлургические заводы сначала СССР, а затем суверенных государств.

Своим названием Таврос обязан древним обитателям этих земель – загадочным таврам – племенам, пришедшим ниоткуда и растворившимся в других народах. В 1938 году во время раскопок на горе сотрудник Херсонесского музея Александр Тахтай обнаружил раннетаврское поселение. Кремневые треугольные ножи, низкобортные сковороды, керамика и другие находки позволили ученому датировать его VIII в. до н. э.

К сожалению, о дальнейших археологических исследований здесь ничего найти не удалось. Возможно, они просто находятся под грифом «секретно», ведь военные на долгие годы сделали склоны западного берега Балаклавы закрытой зоной. В 1961 году под Тавросом на глубине 126 м был построен уникальный подземный комплекс по ремонту подводных лодок «Объект № 825 ГТС». Буквально пронзившая скалу «черная дыра», или «труба», так называли это место местные жители, оставалась сверхсекретным объектом до начала 1990-х. Годы тайн сменились годами забвения и только в 2001 году им на смену пришли интерес и здравый смысл. Сейчас в штольнях – военно-морской музейный комплекс «Балаклава».

Насколько тверда скала Таврос оценили еще англичане во время Крымской войны (1853-1856). В феврале 1855 года одновременно с прокладкой первой на полуострове железной дороги на паровой тяге, связавшей Балаклаву и Севастополь, на западном берегу бухты строится пристань. Несколько сот кубометров мраморовидных пород пришлось выбрать англичанам для почти стометрового причала, получившего название «Алмазный». Художественный летописец Восточной войны шотландец Вильям Симпсон на одной из своих литографий запечатлел разгрузку судов на этом причале и отдыхающих рабочих, которые его строят.

«Алмазная» набережная стала началом обустройства крутого подножия Тавроса. В конце XIX - начале XX века, когда на Балаклаву обратили внимание как на курорт, на обоих берегах появились роскошные особняки и скромные дачи, гостиницы знатных людей и творческой интеллигенции. Первым, кто решился на большое строительство на западном стал граф Апраксин – потомок сподвижника Петра I. Его «Прибой» первым встречал входящие суда и в тоже время изгибы бухты надежно скрывали особняк от любопытных взглядов. Трехэтажное здание в стиле неогрек, автором которого был архитектор Ливадийского дворца Н. Краснов, белело в глубине скалы на высокой террасе из необработанного камня. На таких же террасах поднимался по склону великолепный сад, а вдоль береговой линии стояли скульптуры львят. После революции дачу национализировали и сдавали внаем. Перед Великой Отечественной войной (1941-1945) и во время осады Севастополя в ней размещался штаб артдивизиона. В 1944 г. немцы, отступая, взорвали дом. Сейчас, справа от входа тоннеля «Объекта №825 ГТС», виднеются только фрагменты подпорной террасы и фундамента.

Неподалеку от виллы графа Апраксина пристроился к Тавросу «охотничий домик» Юсуповых. Предполагают, что он также принадлежит авторству Н.Краснова, в этот период архитектор особенно плодотворен в Крыму. Несмотря на то, что богатейшему аристократическому роду России уже принадлежало имение в Кореизе и «охотничий домик» в Коккозах (с. Соколиное), в начале 1900-х они строят почти такой же в Балаклаве. Но так сложилось, что закончить строительство и пожить тут никому из Юсуповых не довелось. Неоднократно перестроенное частично разрушенное, но все еще привлекательное здание выстояло до наших дней, и сейчас зияет глазницами окон.

Практически одновременно с именитыми дачами у подножия Тавроса свой летний дом строит горный инженер Альбин Михайлович Завадский. Его "Фата Моргана", решенная в стиле м*****р – синтезе ренессанса и восточной экзотики, своим ажурным фасадом и венчающим мавританским куполом напоминала сказочный арабский дворец. Даже сейчас, утратив много деталей, в том числе и купол, здание сохраняет черты экзотической архитектуры.

Рядом с дачей Завадского когда-то стоял еще и большой дом трехэтажный дом промышленника Пшеничного. Сады обоих каскадами террас украшали склон Тавроса. В 20-е годы в этих дачах располагался дом отдыха "Крымстрахкассы". «Недостатком города является отсутствие зелени, обусловленное скалистым характером местности. Этим объясняется наличие в Балаклаве несколько искусственно сделанных насыпных садов, один из которых, окружая дома отдыха Крымской областной страхкассы - двумя прекрасными дачами …- опускается террасами к бухте» («Балаклава. Производительные силы, курорт, история» Д.Шнайдер, 1930 г.)

С течением времени «Алмазную» пристань сменила Мраморная улица, уступившая место Таврической набережной, а Таврос все также скуп и каменист и все также верен своим тайнам.