Всего в Смородине 130 016 объектов и 12 026 участников

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
Путешествия по России
30 августа 2016, 00:09 от Полина Морозова 1 0 2270

Парагильмен - сползающий к морю

Кто не слышал о блуждающих камнях в Долине смерти штата Калифорния США? В Крыму тоже есть нечто подобное. Еще бы, ведь Крым - это мир в миниатюре! Скальные осколки некогда отделившиеся от Главной приморской гряды миллиметр за миллиметром спускаются к мятежным волнам. Среди них найдутся и небольшие островки среди вечнозеленого моря, и гигантские каменные глыбы. Практически с каждого открываются неповторимые панорамы Южного берега Крыма. Сегодня мы совершим путешествие на крупнейший из таких скальных массивов крымского южнобережья - вершину Парагильмен.

Такое странное название произошло от греческого слова "парагиноме" и в переводе говорит само за себя - "выходить за пределы чего-то". Много тысячелетий назад под действием тектонических сил эта огромная глыба откололась от основного известнякового массива Бабуган-яйлы и начала свой долгий путь к морскому побережью. Сейчас от приморского поселка Малый Маяк (Кучук-Ламбат) его отделяет всего 2 км! Но пройдет не одна сотня лет прежде чем соленые волны смогут облизывать подножия его скал подобно скале Дива в поселке Симеиз. Такие массивы называют "отторженцами". Высота горного кряжа составляет 871 м н.у.м. Подобно большинству крымских возвышенностей гора полого понижается к северу и вертикальными скальными утесами обрывается на юг. Со стороны моря этот лесистый скальный массив напоминает гигантскую трапецию. Его отвесные, до 60-80 градусов, стены давно облюбовали альпинисты. Множество практик и соревнований проводят на скалах любители и профессионалы этого экстремального вида спорта. Уплощенная вершина вытянулась с юга на север почти на полкилометра. Парагильмен и прилегающая территория с 60-х годов прошлого столетия объявлен ботаническим заказником. Здесь произрастает около 30 видов деревьев и кустарников, 10 из которых краснокнижные. Уникальны два больших экземпляра тиса ягодного на вершине горы. Обычно тис растет в глухих труднодоступных ущельях и тенистых участках Крымских гор. Ствол одного из деревьев составляет около 70 см в диаметре. Метров на 7-8 раскинулись могучие ветви этого древнего красавца. Возможно, это одно из старейших деревьев Крыма. А обзор с вершины горы просто великолепен! Стоя на самой вершине лицом к бескрайнему морскому горизонту, справа окажутся мыс Аю-Даг со знаменитыми Адаларами и уходящей в сторону Большой Ялты горной гряды. Слева, от куполообразной Кастели небольшие дачи и санатории плавно переходят в алуштинские высотки. В ясную погоду видны уходящие далеко на восток прибрежные мысы, горные яйлы и остроконечные пики. Где-то в морской пучине омывается глубокими синими просторами с чистейшей водой полуостров с одноименным мысом - Меганом. Откуда-то снизу доносится несмолкаемый гул, утопающей в зелени, курортной трассы. Немного портит вид раскинувшийся там же внизу шархинский карьер. За спиной надежно охраняет покой этого живописного участка природы склон самой высокой крымской горной яйлы. Готовясь к взлету расправила свои скальные "крылья" вершина Куш-Кая. Застыл заросший густым лесом лавовый конус Чамны-Бурун. Между ними уютная седловина Дипло. А за кромкой высокогорного плато раскинулись заповедные карстовые просторы. На вершину Парагильмена ведут несколько троп и дорог, обходя с разных сторон ее отвесные скалы. Многие из них сходятся у живописнейшего Горного озера, в прозрачных водах которого до полудня как в зеркале отражается весь горно-лесной амфитеатр.
Вот остроконечная Куш-Кая.

Вот он, Парагильмен.

Небольшой пляжик посреди лесных зарослей.

А вот и вся панорама - от Парагильмена до Чамны-Буруна.

На подъеме скальные утесы до прячутся, то вновь проглядывают сквозь густые зеленые насаждения.

Снизу от высоты подпирающих небо скал захватывает дух.

Широкая асфальтовая дорога мимо карьера поднимается из поселка.

Осенью на южных склонах поспевает виноград.

А дорога все забирает в гору.

Местами на уютных лесных полянах вдоль нее устроены площадки для отдыха. Здесь можно даже заночевать.

Сквозь редколесье синеет морская гладь.

Суровые серые скалы нависают прямо над головой.

И снова асфальт.

Скальная цель то и дело просматривается сквозь прозрачный августовско-осенний лес.

Лес хранит свои причуды. Вот нечто вроде останков доисторического ящера.

Широкая дорога неожиданно переходит в петляющую меж скал и стволов узкую тропку и незаметно для путника выводит на вершину массива.

Острые отвесные скалы круто обрываются в зеленую бездну леса.

По другую сторону утопает в морской глади знаменитый медвежий нос.

Прямо у его подножия уютно расположился прибрежный поселок Партенит.

Купается в лучах летнего солнца и соленых брызгах курортная Алушта.

А мы гуляем по кромке вертикальных обрывов.

Узкая змейка горной трассы спускается в алуштинскую долину.

А мы, тем временем, уже на высшей точке горного массива.

Это поваленный кем-то год назад триангуляционный знак. А обычно здесь ежегодно к 9 Мая как и на главных вершинах Крыма устремляется в синее небо алое знамя Победы. Но традиция будет жить несмотря ни на что.

Отсюда четче открываются склоны к западу от вершины.

Еще виден куполообразный Кастель.

Но высотки Алушты уже скрылись за массивными скальными глыбами.

Внизу на границе леса и моря примостился старый Кучук-Ламбат.

А вот и скалы Адалары между вершиной Аю-Дага и мысом Мартьян.

Тают в полуденном летнем зное склоны Гурзуфской яйлы.

А мы возвращаемся назад.

В горах осень подкрадывается неожиданно. Первое ее дыхание чувствуется уже в августе.

Удивительно прозрачен и чист воздух крымского южнобережья в октябре.

Поредевший желтеющий лес сочетается с вечной зеленью хвойных.

Море приобретает более насыщенный синий оттенок.

Нередко с его остывающей поверхности поднимаются клубы тумана.

А вот и те, кто всегда выбирает самый трудный путь.

Две маленькие точки ползут по скальной стенке.

Горы помнят своих героев.

Обширные поляны на северном склоне Парагильмена выводят на широкую дорогу вдоль южных склонов Бабуган-яйлы.

Лесная тенистая дорога проходит мимо интересного и весьма необычного родника со странным названием Талма-Чокрак, что в переводе с тюркского значит "ложка". К сожалению, источник относится к категории сезонных и в летне-осенний период почти не действует.

Резкий поворот к югу и меж ветвей снова горделиво просматривается вершина Парагильмен.

И вот уже прямо по курсу водная гладь Горного озера.

Горные склоны купаются в вечерних лучах по-прежнему теплого летнего солнца. В скрытых местах образуются уютные прохладные тени.

Тихо и хорошо на берегах озера в предзакатные часы.

А мы спускаемся к главной трассе Южного берега бесконечно оглядываясь на скальную трапецию Парагильмена в окружении вечнозеленых кипарисов.

До новых встреч!

Полина Морозова