Всего в Смородине 130 016 объектов и 12 026 участников

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
Путешествия по России

Хребет Таш-Хобах

Рейтинг oбъекта: 0

Мнение посетителей

Гора

Республика Крым, Симферопольский район
Широта: 44.831389 (44° 49' 53" N)
Долгота: 34.463611 (34° 27' 49" E)
Полнота информации
100%
Добавил: Олег Николаев

Описание

(c) Бардаш Валентин

Хребет, перемычкой соединяющий северо-восточные обрывы Тырке и лесистый склон Кара-Тау, хорошо виден с побережья в районе сёл Солнечногорское и Малореченское. Эти скромные три километра являются, ни много ни мало, местным водоразделом бассейнов Чёрного и Азовского морей.

Топоним Таш-Хобах (или Хабах) не единственный в Крыму. Переводится он как «Каменный замок, затвор», и связан с историей такого слабоизученного объекта, как «Длинные стены». Формирование нынешней топонимики происходило спустя несколько веков после того, как эти укрепления потеряли своё изначальное значение, тюркоязычное население именовало схожие места одинаково, в основном в описательном ключе.

На хребте были обнаружены остатки укреплений, вписанных в рельеф: вдоль оси хребта, на южном «предполье», находятся выходы скальной известняковой породы. Таким образом, стены Таш-Хобаха продолжали целую систему, отгораживавшую готскую «страну Дори» от южного берега. Это доказано исследованиями Л.В. Фирсова, изучавшего «Длинные стены» именно с точки зрения фортификационного дела. Кроме того, на хребте, неподалёку от поляны Восточный Суат, недавно обнаружили следы строений из дикого камня, сложенного насухую, но не старые — в пределах ста лет. Назначение их пока остаётся загадкой.

Прервавшись поляной с памятником, хребет взбирается на склон Кара-Тау. Прямо по нему идёт дорога, через несколько сотен метров она примыкает к основной, которая поднимается из Генеральского. Слева вливается грунтовка от источника Верхний Суат, «Бочка». Вскоре в лесу, на практически ровном месте, возникает развилка: направо на Кара-Тау, налево-прямо на Караби-Яйлу.

Эта скромная полянка — перевал Таш-Хобах-Богаз Восточный. За ней дорога ныряет вновь в лес, проходит по краю зарождающегося карстового блюдца и выходит на Караби у опушки с двумя огромными, отдельно стоящими буками. В районе перевала, к западу от него, тоже можно отыскать развалы «Длинных стен». Во время Великой Отечественной войны они вновь послужили укрытием партизанам, оборонявшим подходы к лесам.

Есть и Таш-Хобах-Богаз Западный, под скалами Тырке. На нём лежит перекрёсток маршрутов, соединяющих Джур-Джур с Бурульчой и далее с Зуйскими лесами, рядом находятся родники Сулух-Оба I и II. Дорога с Тырке спускается непосредственно на него, прежде чем разветвиться натрое. Прямо идёт тропа по гребню хребта к Суату, налево к родникам, а направо через поляну Гамбич к Джур-Джуру.