Всего в Смородине 130 016 объектов и 12 026 участников

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
Путешествия по России

Мемориал Исмаила Гаспринского

Рейтинг oбъекта: 0

Мнение посетителей

Мемориальный комплекс

Республика Крым, Бахчисарай
Широта: 44.746944 (44° 44' 48.998" N)
Долгота: 33.908056 (33° 54' 29.002" E)
Полнота информации
100%
Добавил: Олег Николаев

Описание


Каждый народ, живущий на земле, гордится теми своими представителями, которые оставили след в истории – писатели и художники, политики и космонавты, ученые и врачи. Кто-то может похвастаться, что среди его соотечественников есть целый сонм известных личностей, прославившихся в веках. А крымские татары могут гордиться человеком, который, по сути, сделал известными их самих, начав громко, во всеуслышание говорить про свой народ. Исмаил Гаспринский —гуманист и просветитель, писатель, создатель газет и журналов, имя которого было незаслуженно забыто, но в наше время вернулось из небытия.

Родился Исмаил бей Мустафа-огълу Гаспринский в 1851 году, в семье Мустафы-эфенди Гаспаралы и Фатилис-Султан-ханум. Отец – уроженец небольшого поселка Гаспры, вблизи Ялты. Будучи офицером русской службы, получил дворянское звание, и, как следствие, сменил фамилию на Гаспринский. В 1854 году семья переехала из деревни Авджи-кой (сейчас - село Охотничье Бахчисарайского района) в Бахчисарай.

Исмаил учился в известном медресе «Зынджырлы» (медресе — учебное заведение у мусульман, нечто среднее между школой и семинарией). История этой школы, пожалуй, заслуживает отдельной статьи. После была Симферопольская гимназия, Воронежский военный лицей и кадетский корпус в Москве. Несомненно, отец-военный поспособствовал такой учебе сына. В Москве же состоялось и одно из самых значимых событий в жизни юноши — знакомство с русским писателем Иваном Тургеневым. Вторично они встретились через несколько лет в Париже. Есть версия, что Исмаил работал у писателя секретарем, но сам он не упоминал впоследствии об этом. В третий раз их имена «столкнутся» уже в наше время в Симферополе, где часть набережной реки Салгир имени Гаспринского пересечется с улицей Тургенева.

В родной Крым Исмаил вернулся не сразу. Еще работая переводчиком в парижском рекламном агентстве, он параллельно становится корреспондентом для ряда русских изданий. За Францией последовали Алжир, Тунис, Египет, Греция, Турция (тогда еще Османская империя), откуда в Москву и Петербург летели его заметки с описаниями восточной жизни.

1876 год стал для Гаспринского годом возвращения в родные края. В стороне от общественной жизни он уже оставаться не мог, и потому принял участие в выборах в местные органы самоуправления. Через два года его избрали заместителем городского головы Бахчисарайской думы, а еще через год — и самим головой.

Но не это сделало его самым известным представителем крымскотатарского народа, а то, что последовало через несколько лет. 10 апреля 1883 году свет увидела газета «Терджиман» («Переводчик»), которая на более чем тридцать лет стала изданием для всех мусульман тогдашней Российской империи. При желании, ее могли читать и другие, поскольку часть печаталась на тюркском языке, а часть на русском. Начавшись как еженедельник, «Терджиман» постепенно стал ежедневным изданием. Популярность была велика даже по нынешним меркам — 12 иностранных газет регулярно перепечатывали его статьи.

Но кто знает, как сложилась бы жизнь Гаспринского и судьба его газеты, если бы не две женщины. Имя первой история не сохранила, известно лишь прозвище Самур («Соболь»). Они встретились в Бахчисарае, когда Исмаил в 25 лет вернулся из-за границы. Вместе с рукой дочери отец Самур выдал большое приданое, а в дальнейшем, зараженный энтузиазмом зятя, выделил крупные суммы на покупку типографского оборудования. К сожалению, на первом этапе газета не приносила прибыли, и очередная просьба денег привела к скандалу. Самур уехала из Бахчисарая с маленькой дочерью и попросила развода.

Второй и последней женой Гаспринского была Зухра Биби Ачкурина, дочка симбирского фабриканта Асфандияра Акчурина. Познакомились они в Ялте, в ту пору Исмаилу исполнился 31 год, а Зухре — всего 20. На почве общего интереса к наукам, книгам и языкам возникла дружба, переросшая в большую и крепкую любовь. Зухра сразу стала помощником мужа в выпуске газеты «Терджиман». В частности, именно за счет проданных ею драгоценностей и удалось выпустить первый номер. Всю оставшуюся жизнь они работали вместе.

Но на одном издании Гаспринский не остановился – последовали еженедельная газета «Миллет» («Нация»), журнал для женщин «Алеми нисван» («Мир женщин») и для детей «Алеми субьян» («Мир детей»).

На страницах своих изданий и за их пределами он говорил о многом — о роли России как посредника между Востоком и Западом, об истоках невежества и застоя, о равных правах женщин в мусульманском мире, о жизни разных народов бок о бок и их взаимосвязях. Последнему он уделял особое внимание, полагая, что если уж мусульмане и русские живут рядом, то и понимать друг друга они должны.

Позднее Исмаил Гаспринский стал автором учебной программы, которую внедрял среди тюркских народов России, разработал методику звукового метода преподавания, написал ряд учебников с учетом этой методики. В 1907 году Гаспринский едет в Египет, где издает арабоязычную газету «Аль Назха». Там же он предложил созвать Всемирный мусульманский конгресс для объединения прогрессивных сил Востока, который, увы, не состоялся.

Список деяний Гаспринского можно продолжать очень долго. Его жизнь – это посвящение своему народу, попытки вывести его на достойный уровень, стремление к всеобщему просвещению и мирным, добрососедским отношениям с другими. По инициативе Индии и Франции и поддержке писателей из стран Востока Гаспринского выдвигали на соискание Нобелевской премии мира 1910 года. Награду он не получил, но его имя вошло в анналы истории тюркских народов.

В 1921 году здание типографии, где печатали «Терджиман», стало домом-музеем «учителя всех тюрков» с большой мемориальной библиотекой. Но в годы СССР ему не суждено было оставаться в статусе кво, поскольку идеи просветителя объявили крамольными и запретили. Из музея сделали экскурсионную базу, а потом общежитие для сотрудников психоневрологического диспансера. В этот период многие экспонаты и книги пропали. Даже могилу в Бахчисарае стерли с лица земли.

И только в конце 1990-х имя просветителя реабилитируют, принимая решение о воссоздании музея. Его захоронение с трудом нашли и перенесли на территорию медресе «Зынджырлы». К 150-летнему юбилею Гаспринского в 2001 году после долгой реставрации дом-музей вновь открыли. Сейчас он входит в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника.

(c) Ефименко Анастасия

Объекты поблизости

Радиус: м.
Развернуть карту
Свернуть карту

Как добраться