Всего в Смородине 130 016 объектов и 12 026 участников

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
Путешествия по России

Пещерный город Тепе-Кермен

Рейтинг oбъекта: 0

Мнение посетителей

Археологический памятник
Пешие походы

Республика Крым, Бахчисарайский район
Широта: 44.715278 (44° 42' 55.001" N)
Долгота: 33.930556 (33° 55' 50.002" E)
Полнота информации
100%
Добавил: Олег Николаев

Описание

(c) Бардаш Валентин

Гора Тепе-Кермен, расположенная неподалёку от Бахчисарая, одновременно является и пещерным городом. Вершина останца, как головка сыра, источена ходами, камерами и жилыми помещениями. На крошечном (один гектар) плато повсюду следы построек и заросшие густым мелколесьем развалины.

Пещеры вырублены практически по всей высоте открытой части горы, в несколько ярусов. Сейчас их насчитывают 6 - 7, хотя некоторые первые исследователи выделяли 10 и более. Многие полости ныне труднодоступны из-за обрушений, но общее число определяется почти в три сотни. Грубые ниши нижнего яруса использовались как помещения для содержания скота и других хозяйственных нужд. А среди жилых пещер встречаются настоящие многокомнатные «квартиры», имеющие до четырёх отдельных помещений. В тех, которые можно назвать самыми благоустроенными, есть отдельные спальные ниши и вытесанные прямо в камне лавки.

Самые первые зафиксированные находки, свидетельствующие о деятельности человека на горе, датируются V - VI вв. н.э., что говорит о сравнительно позднем проявлении практического интереса к такому, без сомнения, стратегическому объекту. В наши дни история Тепе-Кермена представляется примерно в такой последовательности:

V в. - Начало регулярных посещений, первичное освоение.

VI – VII вв. — Возведение на плато небольшой крепости, которая служила форпостом византийцев и убежищем для местных жителей. Скорее всего, постоянного населения, кроме гарнизона и некоторого количества «обслуживающего персонала», здесь не было.

X - XII вв. - Расцвет Тепе-Кермена в качестве городского поселения. Этим периодом датируются следы поверхностных построек жилого и хозяйственно-бытового назначения.

Конец XIII - начало XIV в. — Разорение и гибель города во время ордынского нашествия.

XV - XVI вв. - Остаточные следы жизни людей на Тепе-Кермене, вероятно, монахов-отшельников, и окончательное запустение.

Среди достопримечательностей этого пещерного города особого внимания заслуживают пещерные церкви. Одна, находящаяся примерно на середине высоты северного обрыва, названа «Церковью с ризницей», вторая, на северо-восточном углу верхнего яруса, — «Церковью с баптистерием», то есть крестильной ёмкостью-купальней. Третья — безымянная, на местности её указывают как «церковь с четырьмя могилами». Наконец, на самом плато нашли остатки небольшого храма. Такая концентрация культовых сооружений в пределах небольшого даже по тем меркам поселения послужила основой гипотез о том, что Тепе-Кермен выступал также в качестве местного религиозного центра. В наши дни, в связи с увеличением числа людей, склонных к своего рода стихийным паломничествам, здесь снова можно увидеть иконки и другие предметы культа.

В архитектуре и общем устроении церковного и духовного быта на Тепе-Кермене хорошо прослеживается привязка к периоду, когда среди населения, несколько веков находившегося под властью христианского государства, всё ещё были живы политеистические традиции. В частности, «Церковь с баптистерием» ориентирована по оси север-юг, как это характерно для языческих капищ, отражавших положение человека в мире «между» живым, солнечным югом и ледяным севером. Сама крестильная ванна имеет размеры, явно предполагавшие окунание туда взрослого человека, что позволяет датировать устройство данного храма не позднее, чем XI в.

Другая особенность — многоразовые могилы. Странный для нас обычай проник в Крым из восточных провинций Византии в начале X в. Скорее всего, он имеет происхождение из древних горных поселений-крепостей, где заложение постоянных захоронений являлось непозволительной роскошью из-за отсутствия достаточных площадей свободной земли. Так и на Тепе-Кермене появились погребальные ниши, в которых тело истлевало до скелета; после чего кости извлекались, их под чтение молитв омывали вином и складывали в специальные сосуды, ниши, другие подходящие ёмкости и камеры-костницы, они же оссуарии. Религиозная, христианизированная подоплёка у этого действа тоже имелась. Как и в древних домонотеистических культах, физическое воскрешение привязывалось к наличию телесных останков. Неподалёку от «церкви с четырьмя могилами» находится пещера со множеством костей.

Разумеется, город-крепость предполагал и оборонительные функции. На западной стороне Тепе-Кермена и частично на юго-восточной (над тропой вдоль нижнего, приповерхностного яруса) заметно казематное устройство помещений, прослеживается даже определённая лабиринтность. В некоторые помещения сейчас можно попасть только через прорубленные люки, с использованием верёвки. Очевидно, что в своё время здесь стояли легкосъёмные лестницы. В наружных стенах есть отверстия, пригодные как для сбрасывания камней, так и для стрельбы из лука.

Археологически Тепе-Кермен исследован очень слабо. После единственных систематических, научных раскопок Д.Л. Талиса в 1969–1972 гг. здесь не проводилось никаких работ. Даже известный специалист именно по пещерным городам Крыма Е. В. Веймарн рассматривал этот объект как бы мимоходом. Открытым остаётся вопрос, как осуществлялось водоснабжение города-крепости. Найдены накопительные цистерны для дождевой воды, в потолке некоторых пещер проделаны конические отверстия — но этого мало, особенно в случае осады. Собственного источника на останце нет, по крайней мере, в наши дни. Возможно, он всё же был, в виде заглублённого колодца, но находится где-то в обрушенных пещерах.

Доступные подходы к горе имеются со всех сторон, кроме юго-запада. Поблизости находятся две турстоянки: Бешик-Тау и Сарабей, хороший маршрут проходит через Иосафатову долину, от Успенского монастыря. Обособленное положение останца создаёт простор для обзора окрестностей. А если заночевать здесь и встать до рассвета, то ясным утром на востоке можно увидеть трапецию Чатыр-Дага, при том, что до него только напрямик более тридцати километров.

Объекты поблизости

Радиус: м.
Развернуть карту
Свернуть карту

Как добраться