Всего в Смородине 130 212 объектов и 12 027 участников

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
Путешествия по России

Церковь с баптистерием (Тепе-Кермен)

Рейтинг oбъекта: 0

Мнение посетителей

Археологический памятник

Республика Крым, Бахчисарайский район
Широта: 44.716442 (44° 42' 59.191" N)
Долгота: 33.914924 (33° 54' 53.726" E)
Полнота информации
100%
Добавил: Олег Николаев

Описание


Среди построек Тепе-Кермена, если такое определение применимо к пещерам, можно выделить «Церковь с баптистерием». Во-первых, её ориентация по оси «север-юг» совершенно нехарактерна для христианских храмов, это свойственно, как правило, языческим культовым сооружениям. Во-вторых, баптистерий (крестильня, крещальная купель) как отдельный архитектурный элемент церквей в основном исчезает на рубеже XI - XIIвв. Здесь же он вырублен в массиве камня и имеет размеры, достаточные, чтобы окунуть туда взрослого человека – глубина купели 80 см, горизонтальные размеры 92 х 75 см.

Эта пещерная церковь находится на северо-восточном краю плато, примерно на одном уровне со вторым ярусом, если считать сверху. У неё два входа и три окна, прорубленных во внешней стене. Среднее окно освещает алтарь, выделенный изнутри своеобразной каменной изгородью – её вытесали в оставленном при создании церкви пласте известняка толщиной 25 см. Ранее эта изгородь имела шесть колонн, но уцелели только три. Остальные были обломаны, скорее всего, в результате землетрясений.

Первые научные посещения состоялись в начале – середине XIX в., когда на Тепе-Кермене побывали Дюбуа де Монпере (1833 г.) и В.Х. Кондараки (1860-е). Однако настоящее, вдумчивое исследование провела экспедиция Крымского общества естествоиспытателей и любителей природы под руководством Н.А. Боровко в мае 1912 г. В числе прочих объектов пещерного города была обследована и «церковь с баптистерием», снят её точный план. Боровко в своих заметках критикует де Монпере за небрежные и путаные описания. Надо сказать, что воззрения французского геолога и натуралиста в области археологии и этнографии действительно имели мифологизированный оттенок.

Непосредственно внутри церкви находятся пять высеченных в монолите скалы гробниц: четыре из них углублены, а одна выполнена в виде стенной ниши. Очевидно, что эти гробницы были многоразовыми. Возле одной из них ещё в 1890 г. житель Бахчисарая И. Пузатов во время расчистки церкви обнаружил надпись, замазанную известью. По сохранившимся сведениям, её перевод таков: "Выкопана могила сия по собственному моему желанию Полит...ом. Расширение (сделано) от раба Божия, благочестивейшего Мануила ...". Подобные же гробницы расположены снаружи, в непосредственной близости, а на нижележащем уровне, почти точно под церковью, находится пещера с костями. Такое устройство захоронений характерно для всех известных поселений, устроенных по типу пещерных городов, поскольку земля для постоянных кладбищ отсутствует.

С точной датировкой «церкви с баптистерием» долгое время не могли определиться. Однако археологические раскопки, проведённые Д.А. Талисом в 1969-1972 гг., показали, что между первоначальным освоением в конце VI– начале VIIвв. и периодом «городского хозяйства» X– XIIвв. культурный слой практически отсутствует. Археологического материала VIII– IXвв. чрезвычайно мало, зато его много в долинных поселениях.

После гибели Хазарского каганата и возвращения Тавриды в политическую и экономическую орбиту Византии Тепе-Кермен становится настоящим феодальным центром долины. Произошло это в XIв., и потребовалось заново осваивать, в том числе духовную сферу. Параллельные сведения по Эски-Кермену, Кыз-Кермену и другим пещерным городам, а также ранее упомянутые особенности архитектуры, позволяют уверенно отнести сооружение церкви именно к XIв.

(c) Бардаш Валентин

Объекты поблизости

Радиус: м.
Развернуть карту
Свернуть карту

Как добраться