Армянские храмы Бахчисарая
История Крыма неразрывно связана с историей народов, которые его населяли и населяют. А любой народ – это, прежде всего, вера. Памятников, оставленных представителями различных конфессий, на полуострове достаточно много. Одни из них стали визитными карточками, как Владимирский собор, мечеть Джума-Джами или караимские кенасы, монастырь Сурб Хач. Другие известны лишь специалистам, при том, что подчас представляют исключительный интерес. К примеру, развалины древнего христианского храма на армянском кладбище в Бахчисарае.
Одно из первых упоминаний о нем встречается в сочинении (1736 г.) подполковника Г. Манштейна, адъютанта генерал-фельдмаршала Б. Миниха: «Ханская столица, город Бахчисарай, лежит в весьма удобной и узкой долине, загроможденной скалами и утесами. Верхняя часть города разделяется высотой на две половины. В восточной половине жили христиане всякого вероисповедания и различной национальности, но преимущественно армяне и греки, всего до 1000 семейств; у них и церковь там была своя».
По данным армяно-католического иеромонаха М. Бжшкянца, который путешествовал по Крыму в 1825 г., при последних ханах в Бахчисарае числилось 300 армянских семей. Проживали они в Скалистом ущелье в квартале Эрмине-Маале (р-н нынешней ул. Пушкина), «где когда то останавливались у единоверных с ними жителей приезжавшие в Крым польские послы» (П. Никольский «Бахчисарай»,1924 г.). Гонения и Крымская война (1853-1856) сделали свое дело, к концу XIX в. на месте армянской общины воцарилось запустение. Сохранилось лишь кладбище, самые поздние погребения которого датированы 1840-ми гг., древние развалины да редкие упоминания в летописях.
В1886 г. состояние армянского некрополя и остатки культовых сооружений Русской слободки (так стал называться бывший армянский квартал) описал член Таврической ученой архивной комиссии И.С. Жюрьяри. Но серьезные археологические исследования начались лишь в 1997 г. экспедицией Бахчисарайского историко-культурного заповедника.
Сейчас остатки храма находятся в своеобразном котловане. Когда-то достаточно большое прямоугольное здание (ок. 11 на 9 м) по периметру ограждала стена из крупных глыб известняка. Изначально помещение делилось на три части четырьмя колонами, от которых сохранились два обломка и три базы. Анализируя конфигурацию и оставшиеся элементы постройки, историки пришли к выводу, что первоначальное строение – это полуподвальная одноапсидная трехнефная армянская церковь, построенная до 1700 г. И если исходить из письменных источников, то сохранившийся фундамент принадлежал храму св. Григора Просветителя.
Скорее всего, землетрясение 1751 г. стало причиной разрушения храма. Восстанавливать его не стали, а построили на этой территории несколько новых сооружений да колодец с каменными водостоками. До наших дней дошло лишь одно из них – скромная по размерам часовня (5 на 2,5 м). Фрагменты ее северной и южной стен, сложенные из оттесанных известняковых блоков и бута, сохранили следы фресок. На одной стороне хорошо просматриваются четыре равносторонних рельефных креста, три из которых вписаны в круги. На восточной стене небольшая ниша, используемая для установки иконок и свечей.
В 1778-1779 гг. с выводом христиан из Крыма надобность в часовне отпала. Остатки добротного раннего строения разобрали до фундамента, а выше по склону стали добывать камень. Надо сказать, что еще раньше, во второй половине XVII в., в скале над будущим наземным храмом св. Григория начал действовать пещерный, по предположениям, во имя Пресвятой Богородицы. Активные работы в каменоломне и природные факторы поспособствовали тому, что во второй четверти XIX в. произошел обвал. Несколько известняковых глыб, отколовшись от скалы и разрушив тем самым верхнее сооружение, упало на то, что осталось от храма Григория Просветителя.
Хотя упавшие блоки сильно повреждены, тем не менее, исследователям удалось установить, что это фрагменты большой пещерной церкви и часовни.
В наибольшей из глыб неправильной формы явно видны несколько полостей. Та, что с восточной стороны, представляет собой часть потолка и боковую стену пещеры с вырубленными пятью крестами и нишами. На поверхности стен сохранились следы штукатурки. С противоположной стороны глыбы видна неглубокая пещера, с небольшими нишами (предположительно протезисами), в одной из них ней и вокруг нее девять рельефных крестов.
В отколовшемся куске скального мыса меньшего размера рядом с глубокой выемкой, окаймленной сводом (по всей видимости, апсиды), и узким окошком хорошо читаются два процветших креста. Похожие по форме и оформлению порталы ученые находили и в других пещерных храмах Горного Крыма, например, Чилтер-Мамары, или Южного монастыря Мангупа.
Окружает раскопанный археологами участок старое армянское кладбище с многочисленными разновременными надгробиями (до 1840-х гг.). Однако, что удручает специалистов – без согласования с ними ко входу в часовню переместили две колонны, организовали своеобразный л*******й, дополненный фрагментом облицовки фонтана, некогда украшавшего слободу. Поскольку памятник открыт для всех, то исследователи обращаются с просьбой не вносить искажения в первоначальный вид объекта. А изучать в бывшем Армени-Дере (Армянском ущелье) есть что.
Кроме культовых сооружений на ул. Пушкина, археологи обнаружили еще более древние армянские храмы в районе нынешней улицы Горького. Предположительно, между VIII и XII вв. в скале напротив нынешнего Ханского дворца была вырублена первая пещерная церковь этого комплекса, очень близкая по стилистке пещерным храмам Закавказья.
А к моменту переноса столицы Крымского ханства из крепости Кырк-Ор в долину р. Чурук-су, здесь уже существовал целый армянский культовый центр, состоящий из пещерной церкви св. Богородицы с приделом св. Григория Просветителя и других помещений, возраст которых датируется XII–XIII вв. Не исключено, что именно тут и существовал упоминаемый в некоторых письменных источниках армянский монастырь.
Еще до турецкого завоевания Крыма (1475 г.) рядом со скальными появляется и наземная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Разрушенная в 1634 г., затем восстановленная в 1655 г. она просуществовала до 1811 г. В 20-х гг. XIX в. совсем в другом квартале Бахчисарая армяне строят новый крестово-купольный храм во имя Пресвятой Богородицы, который на волне атеизма уничтожили в ХХ в.
На сегодняшний день предполагаемый монастырь св. Григория Просветителя – единственный средневековый армянский монастырь в Юго-Западном Крыму.