Два парка за полдня. Часть 2. Пушкин
Автобус петляет по узким улочкам небольшого городка Пушкин. Высадившись на одном из поворотов продолжаем движение под сомкнувшимися над головой желтыми и красными кронами. Идем по направлению к другому дворцово-парковому ансамблю ХVІІІ-ХІХ веков, но не к его главному входу.
На обочине взгляд неожиданно падает на вот такой осенний сюрприз.
Минут 10 ходьбы и мы у Большого Царскосельского пруда, разделяющего регулярный Старый сад (1717-1720 гг.) и пейзажный Английский парк (1760-1796 гг.).
Солнце уже направило свой ход к закату. Сильнее ощущается холодный ветер.
На другой стороне озера белеет павильон Эрмитаж, чуть поодаль - колоннада Большого Екатерининского дворца.
Ко дворцу следуем дальним маршрутом и сворачиваем вдоль озера влево.
На волнах качаются белокрылые чайки. Торопятся куда-то серые утки.
25-метровая дорическая колонна в центре пруда - Чесменская колонна, символизирующая мужество и славу русского флота.
Чесменская колонна установлена в 1776 году по проекту архитектора Антонио Ринальди в память о сражении в бухте Чесма в 1770-том, определившем исход Русско-турецкой войны. Прообразом памятника стали античные стелы, украшенные отрубленными носами плененных кораблей. Колонну венчает орел не только как символ силы и отваги, но и как напоминание о герое Чесменской победы - графе Алексее Орлове.
В годы фашистской оккупации города Пушкин во время Великой Отечественной войны немцы с помощью танков пытались сбросить колонну в пруд. Один вид памятника русской военной славе был им невыносим. Но у них ничего не вышло, с пьедестала были отбиты только доски и барельефы.
Здание, похожее на мечеть, не что иное, как павильон Турецкая баня - последняя постройка на территории Екатерининского парка.
Здание было задумано как мемориальный памятник Русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Проект Карла Росси Николаю І не подошел и работы возглавил архитектор Монигетти. Строительные работы длились с 1850 по 1852 годы.
За образец были взяты турецкие мечети. Строительство явилось ответным ходом туркам, которые зачастую на покоренных территориях устраивали бани в монастырях. Также в Турецкой бане были размещены военные трофеи, многие из которых датируются ХVІ-ХVІІ веками.
А мы тем временем погружаемся в золото осеннего парка.
Великолепные отражения осени.
За Большим прудом каскад озер поменьше. В них отражается осеннее солнце.
Сказочный субботний денек.
Живописные мостики эффектно вписываются в осенний пейзаж.
Прекрасная погода для фотосессий.
Изумительно сочетаются осенняя береза и вечнозеленые ели.
Чуть дальше расположена другая часть парка - Китайская деревня.
Вдоль аллеи, ведущей ко дворцу вновь встречаем хвостатых тружениц. И снова камера еле успевает фокусироваться на этих непоседливых созданиях.
"Лето, куда же ты?!"
Людей в Екатерининском парке тоже немало. Но благодаря его размерам здесь чувствуется больший простор. Мой самый первый визит сюда также приходится на жаркое лето 2010-го. В разные времена года здесь, как и в Павловске, царит своя неповторимая атмосфера. Но солнце все ближе опускается к горизонту, сгущаются тени и краски.
На озеро ложатся вечерние тени.
Камеронова галерея в Екатерининском парке на границе регулярной и пейзажной его частей была задумана Екатериной ІІ для прогулок.
Строилась галерея в 1784-1787 годах по проекту Чарльза Камерона.
Обойдя вдоль парковых аллей Большой пруд по периметру мы подошли к Большому Екатерининскому дворцу.
Лучи заходящего солнца запутались в ветвях лиственницы.
Этот крупнейший в окрестностях Санкт-Петербурга дворец заложен в 1717 году по приказу Екатерины І в стиле позднего барокко. В советское время в здании действовал музей. Во время Великой Отечественной войны дворец был сильно поврежден, его восстановление продолжается до сих пор.
Неотразим дворец в ярких лучах заходящего осеннего солнца.
Выйдя из ворот парка оказываемся под аркой Царскосельского лицея. Того самого, в котором учился великий русский поэт.
Бросаем последний на сегодня взгляд на лицей и дворец, отливающий золотом при вечернем свете.
А вот и сам Александр Сергеевич отдыхает в сквере. В подарок ему приносят букеты из осенних листьев, ведь он так любил эту пору.
А мы уже другими осенними улочками двигаемся к вокзалу города Пушкин. Почти в полной темноте садимся в переполненный вагон электрички и возвращаемся в Северную столицу.
До новых встреч!
Полина Морозова