"Мир". Последние дни на набережной
Обычный серый осенний день в Питере. Солнце после обеда не появилось вовсе. Лишь на западе отливала золотом узкая полоска света. Холодный пронизывающий ветер то и дело срывал с неба мокрые белые хлопья. На востоке нависло тяжелое покрывало. Остывали гранит, мосты, купола... Волновалась Нева.
Желание увидеть его дома, в порту приписки, созрело во мне уже давно, после его прошлогоднего визита в Севастополь. Но в суете туристских планов как-то упускалось. И вот 9 октября, в последний день перед отлетом из Северной столицы, я поспешила сквозь знакомые проспекты и площади к широкой Неве. В голове крутился один единственный вопрос: "Увижу или не увижу? Может, еще не вернулся из очередного похода?" Ведь, известно, что в Питере он проводит всего лишь несколько дней в году, да и те приходятся на Дни города в конце мая.
Его мачты видны были еще издали, с Английской набережной. Словно окрыленная я прибавила шагу. С Благовещенского моста среди огромных теплоходов и кораблей поменьше стоял упираясь мачтами в хмурое низкое небо самый быстроходный парусник в мире - трехмачтовый фрегат "Мир".
Перейдя мост я оказалась на Васильевском острове, на набережной лейтенанта Шмидта.
До парусника оставалось рукой подать. Только на этот раз не он пришел ко мне в гости, а я к нему.
Гордо и молчаливо застыл на гранитном постаменте на набережной Иван Федорович.
Первый русский кругосветный мореплаватель адмирал Иван Федорович Крузенштерн.
А за постаментом пять высоких мачт.
Небольшого парусника "Юный балтиец" и фрегата "Мир".
И вот он во всей красе - трехмачтовый "Мир".
Фрегат был спущен на воду в 1987 году. Учебное судно становилось победителем в 20 из 24 парусных соревнований по всему миру. Это и не удивительно, ведь парусник способен разогнаться до рекордной скорости в 21 узел (около 40 км/час).
Великолепно смотрится на фоне главных достопримечательностей города.
Зайдем с кормы.
"Мир" Санкт-Петербург.
Все те же пять мачт у набережной.
Крупнее.
Прямо по курсу Благовещенский мост.
Невская флотилия.
"Спят суда словно стая разноцветных китов..."
Здесь же на острове, через дорогу, Успенская церковь.
А в порту все мачты да шпили.
Адмиралтейские верфи на Английской набережной.
И снова мачты - символ мечты.
"Юный балтиец" приглашает на борт.
Шедевры архитектуры застыли над широкой Невой.
Любуется Исакием бронзовый Крузенштерн.
Сгущаются тяжелые осенние тучи над гранитной набережной.
А я бросаю последний взгляд на порт, на корабли, на мачты, но не прощаюсь, а говорю "До свидания! До встречи в Севастополе! Заходи в гости, "Мир", мы всегда рады видеть тебя!"
А через несколько дней, в Симферополе, из сводки Интернет-новостей я узнаю, что никогда больше не увижу "Мир" в окружении исторических фасадов. 15 октября символ морского Санкт-Петербурга и его посол за рубежом отшвартовался от причальной стенки у набережной лейтенанта Шмидта и взял курс на Калининград, чтобы затем вернуться, но отшвартоваться уже на новом месте. Всему виной строящийся западный скоростной диаметр над Финским заливом для обеспечения транспортного потока в сезон навигации. Пролеты автострады лишь немного выше мачт фрегата высотой 49,5 м и прохождение под ними, особенно в штормовую погоду, может стать роковым. Таким образом ни один из больших парусников уже никогда не сможет зайти в Неву и в исторический центр города-героя.
Жаль, но ничего не поделаешь, с растущими потребностями цивилизации приходится мириться. Зато у нас остаются фотографии, которые можно просматривать и вспоминать приятные моменты. А еще небольшое видеопосвящение трехмачтовому фрегату.
Полина Морозова