Осенние Кижи. Солнце сквозь непогоду
Путешествие никогда не предстает таким, каким его заранее представляешь. Можно сколько угодно рисовать в воображении путь и различные детали того или иного объекта, но чувства, с которыми приезжаешь в новое место невозможно смоделировать. Путешествие всегда таит в себе загадку, до последнего не раскрывая свой тайный замысел. Но раскрыв его, окунувшись с головой в удивительную атмосферу ранее неизведанного рождается неповторимое чувство гармонии и неутолимое желание вернуться, чтобы раскрыть другие грани своего открытия.
Раскачиваясь на волнах судно заполняется пассажирами, желающими совершить единственную экскурсию на остров Кижи в столь неприветливую погоду. Каждому выдают бейдж с номерком, если сами еще не догадались, позже скажу зачем. В 11-30, ко времени отправки борт уже полон. И набрав скорость катер разрезает бескрайнюю водную гладь Онежского озера. Волны от сильного встречного ветра захлестывают речную комету доверху. Сквозь непрекращающиеся брызги на стекле просматриваются то ярко-желтые, то коричневые, то зеленые пятна многочисленных островов на горизонте.
Наш метеор вышел в "открытое море"! Не видать вдалеке островов, низкое осеннее небо белой пеной накатывается на бесконечный простор такой же серой водной глади. Но часа через полтора нос корабля снизив скорость вновь петляет в узких проливах разноцветной северной земли. Отшвартовавшись у небольшого причала притомившиеся пассажиры высаживаются на берег Кижского погоста.
Сквозь разрывы тяжелых облаков проглядывает робкая голубизна. Это вселяет оптимизм. От пронизывающего ветра на берегу озера открытые конечности хочется спрятать глубоко в карманы зимней куртки. Но открывающаяся взору главная достопримечательность тот час заставляет забыть о холоде и браться за камеру.
Две многоглавые церкви с колокольней в единой ограде жители Карелии именуют не иначе как Восьмое чудо света.
Здесь я немного расскажу об этом удивительном месте, куда я так долго стремилась.
Несмотря на то, что филологами принято звучание названия КижИ с ударением на последний слог, коренные карелы произносят исключительно КИжи, намеренно ставя ударение на первый слог. Кижский погост - всемирно известный архитектурный ансамбль ХVІІІ-ХІХ веков на одноименном острове затерянном среди других таких же островов Онежского озера.
Шатровая колокольня была отстроена заново по сохранившимся материалам в 1863 году на месте старой "скрытой за ветхостью" годом ранее. Значительную реставрацию это строение узнало лишь в 1991 году. Внутри колокольня делится на три яруса. На звонницу ведет пятимаршевая лестница.
По одной из легенд, церковь Преображения Господня, плотник Нестор соорудил в 1714 году одним топором, без единого гвоздя, после чего бросил свое орудие труда на дно озера, чтобы никто более не смог повторить его волшебство. К сожалению, имена настоящих создателей этого архитектурного сооружения неизвестны. Эта церковь была воссоздана на месте старой, сгоревшей от удара молнии, в традициях русского плотничьего мастерства. Высота церкви 37 м. Основой композиции ее составляет восьмигранный сруб - "восьмерик" - с четырьмя двухступенчатыми прирубами по сторонам света. Своеобразный ритмический рисунок облику церкви придают меняющиеся по ярусам 22 главки, покрытые осиновым лемехом.
Другой архитектурный шедевр - церковь Покрова Богородицы - построена на полвека позже, в 1764 году. Более древнюю постигла та же судьба, она сгорела в 1694-м. Высота этой церкви на 10 м ниже первой и составляет 27 м. В этом так называемом "зимнем", т.е. отапливаемом, храме службы ведутся с 1 октября до Пасхи. Центральную главку купола окружают восемь главок поменьше. Благодаря трепетным рукам старинных мастеров Покровская церковь особым архитектурным эхом вторит, подражает и дополняет собой соседнюю Преображенскую.
Нынешний четырехрядный алтарь храма Покрова Богородицы реконструирован в 50-е годы ХХ столетия А. В. Ополовниковым. Схему иконостаса выполнила в 1948-м В. Г. Брюсова. Представленные иконы второй половины ХVІІ века ранее являлись частью "Кижской коллекции", составленной из заонежских икон, вывозившихся во время Великой Отечественной войны в Финляндию. В результате длительных исследований из материалов финского ученого Л. Петтерссона, вывозившего иконы в Финляндию, удалось выяснить, что эти иконы происходят из самой Покровской церкви. При вывозе Петтерссон ставил на иконы цифровые метки и определить по ним исторические реликвии не составило труда.
Украшена Покровская церковь небогато. Одни из немногих декоративных элементов по совместительству еще и средства защиты от влаги. Благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба и дождевая вода не попадает на стены храма. За каждым зубчиком фронтонного пояса - желобок, куда собирается дождевая вода, а нижние зубчики еще и оснащены водометами, отбрасывающие воду от срубов церкви.
Древние церкви в традиционном для русского севера деревянном стиле окружает такое же старинное кладбище.
1 января 1966 года на базе художественного ансамбля Кижского погоста был создан Государственный историко-архитектурный музей "Кижи". Кроме отмеченных построек в него вошли также привезенные из других регионов Карелии и Заонежья часовни, дома, хозяйственные постройки. В 1990 году архитектурная достопримечательность вошла в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1993-м, указом Президента РФ архитектурное собрание под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Все храмы на территории музея-заповедника "Кижи" входят в состав Спасо-Кижского Патриаршего подворья.
Покидаем пределы средневекового и позднесредневекового комплекса и отправляемся дальше в не менее интересное и увлекательное путешествие по остальной части острова Кижи под аккомпанемент других объектов деревянного зодчества и капризной погоды гостеприимной русской северной осени.
До скорой встречи!
Полина Морозова