Всего в Смородине 130 320 объектов и 12 027 участников

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
Путешествия по России
11 марта 2017, 23:15 от Полина Морозова 2 0 1936

Замок на берегу Салгира

Много лет проезжая по главной курортной трассе Симферополь-Алушта любопытные экскурсанты, да и местные жители, выезжая из крымской столицы выглядывали в окна автобусов и троллейбусов, чтобы взглянуть на одну из ярких достопримечательностей долины?! Там, на фоне зеленого леса на правом берегу главной реки Крыма Салгир красуются изящные башенки старинного замка, похожего на Ласточкино гнездо на Южном берегу. Этот замок знаменит тем, что в его окрестностях зарождалась большая наука. Здесь, в родовом имении Кесслеров прошли детские годы выдающегося русского геохимика и минералога, действительного члена и вице-президента Академии наук, лауреата Ленинской премии и члена Императорского Православного Палестинского Общества АЛЕКСАНДРА ЕВГЕНЬЕВИЧА ФЕРСМАНА.

Будущий ученый родился 27 октября (8 ноября) 1883 года в Санкт-Петербурге в семье Евгения Александровича и Марии Эдуардовны (в девичестве Кесслер). Скончался знаменитый академик 20 мая 1945 года в Сочи. С золотой медалью окончил гимназию в Одессе, после чего поступил на естественное отделение физико-математического факультета Новороссийского университета. Позднее перевелся в Московский университет, где обучался у профессора В. И. Вернадского.
Но первые шаги в науку были сделаны им именно в Крыму, близ Симферополя. Тогда, в возрасте 7-10 лет, он приезжает на летние каникулы к своему дяде А. Э. Кесслеру (брату матери) и буквально "заболевает" камнями. В лаборатории дяди совершает для себя первые открытия в области минералогии и геохимии. Через много лет будучи знаменитым ученым Ферсман назовет Крым своим "первым университетом". "Поэт камня" назовет его писатель Алексей Толстой за великолепные рассказы о минералах и путешествиях к ним.
Целыми днями пропадал маленький Александр с соседской ребятней на склонах опоясывающих долину невысоких горок. Множество небольших, но самостоятельных открытий удавалось сделать маленьким искателям. А всевозможные находки, вроде жилки горного хрусталя, на серо-зеленых диабазовых скалах рождали в юном воображении удивительные истории происхождения или даже освоения той или иной породы.
«Много лет подряд занимала нас наша горушка под Симферополем», - писал в своих воспоминаниях академик А. Е. Ферсман. С годами они уходили все дальше и дальше от родных стен имения, целыми днями пропадая на отвалах карьера по другую сторону салгирской долины. Здесь молодыми исследователями были найдены древние лавовые выходы.
Еще позднее детские вылазки за камнями заменили поездки по Крыму. Ферсман знакомится с лавовыми выходами горы Кара-Даг под Феодосией, мыса Фиолент близ Севастополя и горы Кастель над Алуштой, посещает Керчь, Евпаторию, Саки.
В Московском университете Адександр Ферсман пишет свои первые работы с описанием минералов Крыма. Вслед за ними он создает серию статей о барите и палыгорските, леонгардите и ломонтите из окрестностей Симферополя, уэльсите и цеолитах.
В должности профессора Московского университета Александр Евгеньевич продолжает изучать богатства крымских недр. Он первым установил геологическую хронологию Сакского озера. Вместе с тем, ученый исследует керченские железорудные месторождения, грязевые вулканы, месторождения кила.
Но научно-исследовательская деятельность Ферсмана не ограничивалась Крымским полуостровом. Профессор много работает в Средней Азии, Сибири, на Урале. Ученый основал и являлся бессменным членом и председателем Хибинской горной станции АН СССР (Кольский научный центр РАН). В 1920 году инициировал создание Ильменского государственного научного заповедника. Минералогический музей РАН, которым руководил Ферсман в 1917-1945 годах, носит теперь его имя.
Небольшая часть села Лозовое (тюрк. Эски-Орда) симферопольского района, где расположена бывшая усадьба Кесслера именуется теперь село Ферсманово. За ним простирается урочище Кесслерский лес с высокими стройными соснами. Салгирская долина была выбрана Карлом Кесслером не случайно. С первого взгляда покорили его невероятные местные пейзажи, насыщенность фруктовых деревьев и бескрайние рощи.
Семейство Кесслеров прибыли в Крым из Германии по приглашению русского правительства в 1822 году. Большая часть работ зоолога Карла Кесслера была посвящена фауне полуострова. В возрасте 30-ти лет он стал профессором, а чуть позже деканом и ректором Санкт-Петербургского университета. С возвышенности, на которой располагается имение, открывается прекрасный вид на всю салгирскую долину. Архитектором усадьбы стал Клаузен Оскар Генрихович. Однако строительные работы производил старший брат Карла - генерал Эдуард Кесслер. Эдуард Федорович занимал пост посланника России в Турции. Он не только принимал непосредственное участие в создании архитектурного шедевра, но и основал парк и фруктовый сад, частично сохранившиеся до наших дней.
К замку вела аккуратная дорожка из плоских камней, которая каждый день вычищалась до блеска. Перед арочным входом был устроен изящный фонтан. Внутри все было отделано в духе старинного немецкого замка: мраморные камины, винтовые лестницы, винный погреб в подвале - все подчеркивало особый вкус и неповторимый стиль владельцев. На верхнем этаже, впервые на крымской земле, была устроена Кучук-Тотайкойская метеорологическая станция. А вблизи усадьбы располагалась научная лаборатория.
После революции усадьбу использовали по различным назначениям. Здесь проходили курсы подготовки учителей, школа-интернат располагался в ней до конца ХХ века. Затем в опустевшем здании планировали создать геологический музей, но с распадом Союза этой идее не суждено было осуществиться. Долгое время изящные архитектурные детали имения разрушались на глазах. Бывший архитектурный шедевр представлял из себя жалкое зрелище.

Новая жизнь для усадьбы началась в начале 2010-х. Один российский бизнесмен выкупил здание у местных властей с условием полной его реставрации и обустройства музея на верхних этажах. Уже в 2015 году внешний архитектурный декор преобразился. По сохранившимся изображениям и чертежам удалось восстановить исторический облик здания. Вновь с главной южнобережной трассы стали видны возвышающиеся над вечнозеленым лесом башенки старинного замка.

Вот фото 2015 года.

А это уже 2017 год.

Создается впечатление, что реставрационные работы приостановлены.

Все тот же черный забор вокруг замка.

Все те же развалины по-соседству.

В метрах пятистах от старинной усадьбы на том же правом берегу Салгира находится также недавно восстановленное захоронение. На обочине дороги, ведущей, кстати, к диоритово-диабазовому карьеру на берегу симферопольского "моря", под кронами старых орешников видны три могилы. На каменных надгробиях красуются надписи на немецком и витиеватые узоры. Это семейный склеп рода Кесслеров. Нетрудно догадаться чей прах покоится под первыми двумя могилками. Сам Александр Евгеньевич Ферсман похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Надпись на самом большом надгробии посвящена Эдуарду Кесслеру - деду Александра Ферсмана. Приведу здесь ее перевод.
Здесь покоится с миром
Эдуард фон Кесслер
генерал-лейтенант Кавказской армии
род. 16 марта 1812
умер 7 декабря 1878

Монумент обсажен деревьями на добрую память.

А вот кем приходилась членам семейства при жизни некая Эмилия, которой принадлежит малоприметное дальнее захоронение, историкам еще предстоит выяснить.

Надпись на камне в переводе на русский гласит:
Эмилия фон Шайнфогель
род. 27 октября 1798
умерла 2 января 1874
...с нежностью и любовью до нее
сила разрушается и благословенно умирает,

о ней не забывают.

Возвращаясь обратно мимо старинного замка к мосту через Салгир взгляд невольно снова падает на мелькающие на пригорке среди зеленых сосен орнаменты. Хочется верить, что проектировщики и строители все-таки доведут начатое дело до конца. Что совсем скоро работы по внешней и внутренней отделке закончатся и пройдя под арочным сводом мимо мемориальной доски академику Ферсману мы окунемся в удивительное путешествие за камнем, как те, в которые приглашает нас ученый на страницах своих увлекательных очерков.

На остановке в современном селе Лозовое путников встречает и провожает бюст молодого Льва Николаевича Толстого, но это уже другая страница истории нашего богатого на события и лица региона.

До новых встреч!

Полина Морозова