Banner smorodina
Всего в Смородине 131 098 объектов и 12 027 участников
Путешествия по России
1 сентября 2016, 00:12 от Полина Морозова 1 0 2135

Заповедный Конек

В Крыму найдется множество живописных, завораживающих, окрыляющих вершин, ущелий и урочищ, более менее известные тем отдыхающим, которым хоть раз в жизни однообразный пляжный отдых показался скучным и утомительным. А сколько еще удивительных уголков природы спрятано в труднодоступных и малопосещаемых местах?! К примеру, не каждому под силу забраться на высоту до 1500 м, а после спуститься по крутому, узкому, скальному гребню в долину на противоположном склоне. А уж если путь лежит через строго охраняемую заповедную территорию?! Тогда на то, чтобы выложить кругленькую сумму за официальное разрешение или тайком пробираться на свой страх и риск действительно способны далеко не все. И все-таки здорово, что сохранились еще в Крыму малопосещаемые уголки, что есть еще места где можно вдоволь надышаться чистым горным воздухом, уловить гармонию дикой нетронутой природы и, хоть ненадолго, но слиться с ней, прочувствовать всю ее силу и хрупкость.

Бабуган - самый высокий горный массив в череде яйл, протянувшейся вдоль Крымского южнобережья от Алушты до Севастополя. Не удивительно, что именно на нем расположена высшая точка Крымских гор - гора Роман-Кош (1545 м). Поднимаясь от курортной Алушты, Бабуган-яйла постепенно теряя высоту и плавно переходя из одного карстового плато в другое уходит далеко на запад. С восточной же его бровки открываются великолепная панорама восточного Крыма.
От ближайшей трапеции Чатыр-Дага до утопающего в морских глубинах мыса Меганом.

Круты и обрывисты северные склоны Бабугана. Над пологом густого буково-грабового леса с примесью свободолюбивых крымских сосен возвышаются остроконечные утесы, венчающие темные ущелья. В верховьях глубокого ущелья Яман-Дере (в пер. с тюрк. "плохое", "злое ущелье") на крутом каменистом склоне сохранились немые свидетели крымского ледникового периода. Немало повидавшая и изрядно уставшая на холодном северном склоне на высоте около тысячи метров нашла себе уютный прохладный уголок реликтовая березовая роща. Где-то внизу река Узень-Баш бурлит и низвергается с огромных каменных ступеней, последняя самая высокая из которых образует живописный 12-метровый водопад имени своего первооткрывателя профессора Н. А. Головкинского. В соседней долине, где берут начало несколько горных речушек впоследствии сливающиеся в истоки самой известной крымской реки Альма, уютно расположился мужской монастырь Святых Косьмы и Дамиана. Немало пережила высокогорная обитель за время своего существования. На ее территории журчит не смолкая многие лета целебный источник Савлух-Су ("здоровая вода"), наполненный ионами серебра. Ежегодно 14 июля, в день православных святых покровителей монастыря, съезжаются сюда верующие со всего Крыма, дабы испить и исцелиться водами родника здоровья.
С северной кромки Бабуган-яйлы открываются уходящие в даль панорамы речных долин и горных вершин.

Как на ладони гордый красавец Чатыр-Даг.

Крутые склоны Черной горы.

Между ними - уходит к белоснежным известняковым куэстам бахчисарайского района широкая Альминская долина.

В пьянящем от летнего зноя сосновом мареве парит меж склонами Чатыр-Дага и отрогами Демерджи знакомый Ангарский перевал.

Долины рек Узень-Баш и Альма отделяет узкий извилистый горный хребет со странным названием Конек, видимо из-за гигантской седловины между основным массивом и главной возвышенностью гребня. Тропа теряется где-то под густыми кронами крымских сосен.

Спуск начинается едва заметной козьей тропкой среди мрачных стволов, окутанных седым лишайником.

Здесь много поваленных деревьев, скал и "сыпухи".

Постепенно лес становится реже.

Начинают просматриваться окружающие вершины.

Становится более пологой и тропа.

Отсюда начинается самая зрелищная часть маршрута.

Живописные пейзажи здесь повсюду, только успевай головой вертеть, а еще и под ноги смотреть надо, травянистый склон коварный.

Красной нитью вырисовывается путь по хребту.

Слева - вершина Черная, прямо по курсу - Шатер-гора, правее - массив Демерджи.

Позади скальные пики остроконечных скал Бабуган-яйлы.

А вокруг сосны - на склонах, на скалах - невообразимым образом примостившиеся на самом краю обрыва, свесив свои корни и расправив ветви парят над горным простором.

Широкие поляны на горном хребте именуются Малыми Царскими, по аналогии с Большими Царскими на подъеме на соседний перевал Гаврель-Богаз.

Посреди поляны огромный раскидистый бук в несколько мощных стволов.

В его тени можно сделать небольшой привал, отдохнуть, собраться с силами и продолжать неблизкий путь. Хребет все больше остается позади.

А мы уже поднимаемся на главную возвышенность хребта - вершину Конек.

Если идти тихо, то можно услышать ревущего где-то рядом оленя, а если еще и внимательно всматриваться в промежутки стволов, то даже увидеть этих гордых красавцев. Можно заметить сидящую на высоком дереве хищную птицу или поднять с подстилки прелой прошлогодней листвы ее гигантское перо.
После лесистой вершины вновь выходим на открытый гребень. Солнце на склоне осеннего дня все еще обжигает своими яркими лучами.

Еще далеко внизу белеют крыши селений, а у берега моря плещется и загорает курортная Алушта.

В крымское высокогорье осень приходит всегда раньше, чем в долины.

И вновь лесное "окно" на отроги Демерджи.

И снова узкий хребет.

Тают в лучах заходящего осеннего солнца заповедные вершины - двуглавая, словно Эльбрус, Черная...

...и куполообразная Чучель.

Внизу в долине воды рек Узень-Баш и Софу-Узень, соединившись в полноводную Улу-Узень, наполняют Изобильненское водохранилище, питающее живительной влагой территорию Большой Алушты.

Все глубже закатные тени, все меньше света в долине и на склонах ущелья, но все также стойко стоят сосны на крутом сыпучем склоне.

Вот уже большая часть пути позади.

Где-то под пологом вечернего леса звучным ревом зазывает соперника могучий олень.

А прямо под ногами на макушке старой сосны уселся, оглядываясь по сторонам огромный черный гриф.

И нет ему дела до каких-то там туристов. Вероятно, он уже поужинал и спокойно переваривал остатки трапезы перед отходом ко сну. Быть может, именно он оставил мне на память на вершине горы Конек часть своего великолепного черного костюма.

Но сумерки в осенних горах наступают быстро и мы спешим спуститься в долину.

До новых встреч!

Полина Морозова