Всего в Смородине 125 010 объектов и 9 383 участников
Путешествия по России
14 ноября 2015, 16:03 от Полина Морозова 1 0 825

Эрмитаж и атланты

Мы все еще на главной площади Северной столицы, ведь здесь столько исторических зданий. Круглый год огромные очереди выстраиваются перед входом в Государственный Эрмитаж, расположившийся в Зимнем дворце, бывшей главной императорской резиденции. Западная мода ХVІІІ века на коллекционирование шедевров мирового искусства дошла и до Петербурга издавна стремящийся соответствовать облику современной европейской столицы. Инициатором коллекции стала Екатерина ІІ, закупившая в Париже и городах Голландии картины голландских и фламандских мастеров. Первоначально для размещения собрания в 1764 году императрица инициирует строительство специального дворцового флигеля - Малого Эрмитажа. В переводе с французского слово ermitage означает место уединения, келья, приют отшельника, затворничество. Но еще задолго до окончания постройки становится ясно, что для быстрорастущей коллекции этого явно не достаточно. В 1771 году начинается создание Большого Эрмитажа. Здание со знаменитыми Лоджиями Рафаэля возводилось десятилетиями и окончено только при Александре І. В 1836 году сформировалось убеждение о необходимости совершенно нового здания. Пожар 1837 года, нанесший огромный ущерб стоявшему рядом Зимнему дворцу, добавил тому очевидности.

Во время визита в Мюнхен в 1837 году император Николай І решил привлечь к работам уже известного архитектора Л. Кленце. Тот, в свою очередь, познакомившись с огромным городом, Невский проспект которого был значительно длиннее мюнхенской Людвигштрассе, загорелся идеей сотворения величественного здания. За четыре месяца пребывания в Петербурге он сделал наброски совершенно нового типа сооружения для экспонирования произведений искусства, названного Новым Эрмитажем. Здание должно было стать двухэтажным в форме четырехугольника. Два внутренних дворика и четыре парадных фасада должны были иметь оригинальные планировки. Строительство здания должно было в деталях повторять нереализованные проекты архитектора. После посещения Афин он, вместе со строительством еще двух сооружений - Музейного здания для Афин и королевской резиденции, воплотил в жизнь новый тип архитектуры, противоречащий монотонной структуре построек того времени. Его идея групп атлантов поддерживающих поперечные балки также стала новшеством в архитектуре ХІХ века. Первоначально портики поддерживаемые кариатидами должны были украшать два входа северного фасада выходящего на Неву.
Строительные работы начались только в 1842 году, три года спустя после отъезда Кленце. Архитекторы Стасов и Ефимов столкнулись со сложной задачей создания рабочих чертежей по эскизным наброскам. Могучие атланты вдохновившие Кленце при осмотре развалин храма Зевса были изготовлены в 1846 году А. Теребеневым.
5 (17) февраля 1852 года Новый Эрмитаж на углу Зимней канавки и современной Миллионной улицы Санкт-Петербурга торжественно распахнул свои двери для публики.

До новых встреч!

Полина Морозова