Всего в Смородине 130 307 объектов и 12 027 участников

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
Путешествия по России
6 марта 2018, 23:16 от volonter.valaam. 1 1 1468

Ликбез для будущих волонтёров.

Очень часто для людей, посетивших Валаам в качестве туриста, паломника, гостя вообще, остаётся загадкой — кто все эти люди? В поле, в саду, в грязной одежде… И где монахи? Почему их не видно? Почему стену штукатурят не люди в подряснике, а люди в спецовках? Это скучные обычные вопросы туристов.

Но и для тех, кто работает на Валааме недели две-три, а то и год-два, многое в обители остаётся тайной. Так и должно быть. В глубины монастырской жизни погружаться надо неторопливо и без претензий. На это не у всех есть время и терпение. Но если вы едете на Валаам волонтёром, то кое-что надо узнать заранее.

Первое. Валаамские монастырь - большой! Просторный и многосложный. Глубокий, как кроличья нора. Он не такой, каким его описывают недруги, он не такой, каким его описывает И.С.Шмелёв, он даже не такой, каким его показывают в современном документальном (будто бы) кино. Валаамский монастырь - необыкновенный, самобытный, многолюдный, отражающий человеческую жизнь вообще и в частности, как капля воды отражает весь мир. Но это - на поверхности. Глубины же - неисчерпаемы.

Для того, чтобы топились печи, выпекался хлеб и просфоры, мелись дорожки и вывозился мусор, во время бил колокол и стройно пел хор, в монастыре издревле каждый занимался своим делом — послушанием.

В Валаамском монастыре есть гараж, флот, продуктовая служба (келарская), паломническая служба, шесть гостиниц, общежития для трудниц и для трудников, для волонтёров, для сотрудников тех же самых служб, три трапезных, ризница, швейная мастерская, пекарня, свечной завод, столярная мастерская, кузница, склады, хранилища, фруктовые сады, теплицы, ферма, рыбное хозяйство, котельная, музей и много ещё чего есть! Каждую монастырскую службу кто-то да возглавляет. У каждой службы есть свои цели и задачи, свои пути решения текущих вопросов, свой «креатив» или полное и категорическое его отсутствие. В одной и той же службе могут трудиться наравне монах, трудник и наёмный рабочий.

Так было уже в истории Валаама. Трогательная старинная надпись «Трудами братии Валаамского монастыря» часто заслоняет собой огромный коллектив из монахов и крестьян различных губерний. В течение всего 19 века люди ехали на остров ради спасения души, ради молитвы, заработать копеечку и перебороть запой. Эти же люди строили дороги и храмы, ловили рыбу, делали кирпич, стлали полы, клали печи, писали иконы. Ничего не изменилось! Всё то же! Кроме женщин, о которых когда-нибудь мы скажем несколько слов.

Второе. Трудиться в монастыре, не ожидая денежного вознаграждения — это традиция. Кто-то имеет возможность и дарит монастырю золотые облачения, баржу с зерном, упаковку носков или электрический чайник. Кто-то дарит дни своей жизни, свои силы, здоровье, мастерство. Это осознанный дар, это добровольная жертва. И если сердце твоё не желает этого, то не о чем и говорить.

На тему работы в монастыре в ходу сейчас несколько устойчивых выражений. В них надо сразу разобраться.

«Во славу Божью» — это не «за бесплатно», не за еду, не за крышу над головой. Это за Любовь. Это показатель качества и ответственности. Зарплата не отменяет Божественного вознаграждения. Как «бесплатность» ничего не гарантирует!

На Валааме — так уж сложилось традиционно — всех наёмных рабочих так и называют «рабочие». От сюда «Рабочая трапезная», где в меню есть сосиска, сарделька, тушёнка и котлета из мяса. Бывает гуляш!

Трудник — наше родное устаревшее слово, означающее работник, трудяга, труженик — но в современных монастырях означает именно то, что человек материального воздаяния за свой труд не получает.

Стремящихся в братию мужчин, именуют трудниками наравне с теми, кто приехал на пару недель в свой отпуск помолиться и потрудиться в святом месте.

Между паломником и трудником сейчас проходит чёткая грань. Паломник — молится, спит, ест и ходит на экскурсии. Трудник — трудится, молится, спит и ест. Неделю, год или всю жизнь до первого обета. После обетов трудник становится послушником, потом монахом. Трудиться при этом не перестаёт!

Волонтёр — слово красивое, европейское. Переводится как «доброволец».

Таким образом, мы подошли к очень важному, часто задаваемому вопросу: чем отличается волонтёр от трудника. Ответ: ничем. Но!

Третье. О том, как на Валааме появились волонтёры, отец Ефрем — эконом монастыря — рассказывает часто в интервью. Этот рассказ -расширенный и дополненный — опубликован на сайте volonter.valaam.ru. Отличие волонтёров от трудников не бросается в глаза, но оно есть. В анкете, которую заполняет волонтёр, нет вопроса о религиозных убеждениях. Волонтёров не привлекают ко всеобщему молитвенному правилу в общежитии. Мужчины и женщины пьют чай и едят пироги за одним столом, работают в одном поле, хором поют у костра. Именно это привлекает в программу «Волонтёром на остров Валаам» людей разных национальностей и религиозных убеждений. В наше время, кроме католиков, мусульман и аюрведистов, можно много кого встретить. И разные люди с большим удовольствием пропалывают свеклу на своей родной планете ради общения и свежего воздуха. Что странно, конечно, но не очень!

По примеру программы «Волонтёром на остров Валаам» в 2010 году появилась программа «Жемчужина Ладоги». Со своими целями и задачами, во главе с иноком Дмитрием (Гераскиным). Первые «Жемчужины» собирали мусор по берегам озера, по туристическим тропам, помогали на свалке. Жили в палатках, готовили на костре. Через некоторое время цели и задачи программы изменились, сменился и начальник — на данный момент программу возглавляет послушник Владимир (Манякин). «Жемчужины» высаживают цветы на клумбах около Царской часовни, поддерживают цветники на Свято-Владимирском скиту, сортируют мусор.

Несмотря на разность работ, расписания заездов и внутренней организации жизни волонтёров, роднит эти программы сам Валаамский монастырь и отсутствие вопроса о ваших религиозных убеждениях.

Четвёртое. В наши дни Валаам посещают самые разные люди. Журналисты, которые о Валааме рассказывают каждый раз что-то своё, чего и нет вовсе. Художники, фотографы, блогеры… Люди добрые и злые, правдивые и лживые, те, у кого сердце чисто и те, у кого в глазу застрял осколок кривого зеркала. И на самом Валааме живут и работают люди очень разные.

Самые неожиданные из всех — это, конечно, женщины! В монастыре два десятка разных хозяйств и послушаний и проще назвать те, где за весь год вы не встретите ни одной женщины.

Самые дремучие правоверные любят грозно спросить, потряхивая бродой: что ж! мужиков что ли нет!? Нет, дорогие друзья. Как ни прискорбно. Вернее, есть, но мало! А работать кто-то же должен. Стирать, гладить, убирать в гостиницах. Готовить обед, ужин и завтрак в трапезных. Растить салат и помидоры. Рассказывать о здешних достопримечательностях. И даже шить постригальные рубахи!

Следующие по странности после женщин - это люди, которые ненавидят монастырь, верят во что-то своё, но радуются, когда можно что-то скушать монастырское. Если им сразу предложить покушать, то можно избежать душевредных разговоров. Это обоснованная рекомендация, проверенная временем.

Пятое. Последнее. «Насколько лучше было дома,- подумала бедная девочка,- там, по крайней мере, человек знал, какого он будет роста через пять минут! А тут!.. То ты большая, то ты маленькая, и всякие мыши и кролики помыкают тобой как хотят! Нет, наверное, зря я полезла в эту кроличью нору. Хотя... хотя... нет, все-таки тут довольно-таки интересная жизнь! Самое интересное - как это все вдруг могло случиться со мной? Ведь раньше, когда я читала сказки, я думала, на самом деде таких вещей никогда не бывает, а тут, пожалуйста, сама попала в самую настоящую сказку!» Всё это и с вами обязательно случится на Валааме.