Banner smorodina
Всего в Смородине 131 099 объектов и 12 027 участников
Путешествия по России
22 июля 2016, 13:05 от Derimova Alena 0 0 1187

Балаклава. Серебряный пляж

Величественные обрывы, уходящие в морскую пучину скалы, узкие полоски берега с россыпью гальки и большие валуны как межевые столбы между ними…Микро и Мегало-Яло – Малый и Большой берег, так назвали эти места греки.

В конце XIX – начале XX в., когда Балаклава только приобретала статус курорта, прибывающая публика стремилась найти в ней дачный покой, чистый воздух, морские прогулки и купания, которые пользовались особенным спросом. Здесь, как нигде на Южном берегу, было развито катание на яиках (лодках). Благодаря отсутствию волнения в бухте, отдыхающие проводили на воде целые часы. Прогулочные выезды в открытое море чаще всего совершались к юго-востоку от Крепостной скалы в сторону урочища Шайтан-Дере и еще дальше, как писал в 1908 году А. Безчинский в своем «Путеводителе по Крыму»: «…по направлению к мысу Айа – Мегало и Микроело, приморские укромные уголки с красивой хвойной растительностью».

Городской санитарный врач Балаклавы Аарон Кушуль, всячески способствовавший развитию городка как курорта, оценив преимущества Микро-Яло, именно там устроил свой пансион. Отдыхающие под его наблюдением совершали морские купания, принимали солнечные ванны, делали лечебную гимнастику. Симферопольские «Южные ведомости» в мае 1912 г. опубликовали заметку о докторе Кушуле и его морских ваннах. Особо отмечая, что на случай непогоды в пансионе имеются крытые домики и буфет с прохладительными напитками. Однако новые «ванны», защищенные от северного ветра отвесной скалой, были доступны только с моря, поэтому не все могли себе их позволить. Комната с пансионом здесь стоила 50 р., а отдых на пляже для посторонних – 8 коп. Обычная такса проезда лодки из Балаклавы в Микро-Яло (с простоем 1 час) на тот момент составляла – 1 р. 20 коп. (для сравнения фунт говядины в Москве в 1913 г. стоил 24 коп.). В своем пансионе Аарон Самойлович также пытался устроить и детский пляж, но такой отдых не прижился, в основном из-за сложностей с прибытием.

Хотя попасть в эти уеденные места можно было не только с моря. К Микро и Мегало-Яло вели тропы, которые спускались с верхней дороги, идущей от горы Крепостной через Спилию, Аскетию, Муркум-Уле к мысу Айя. Но чтобы пройти по ним, требовалась определенная сноровка, поэтому чаще тропами пользовались местные жители. Они же и стали называть эти пляжи просто – Ближний (от Балаклавы) и Дальний. А еще через время, появились названия – Серебряный и Золотой.

Серебряный получил имя от цвета своего светло-серого, почти серебристого песка, смешанного с мелкой неотшлифованной галькой, а Золотой – по аналогии, потому что больше по размерам. Разделяет их лишь большая Серая скала.

Удивительная чистота берега и морской воды компенсирует единственное относительное неудобство нынешнего Микро-Яло – там нет причала, и прибывающим на катере приходится сходить на берег по трапу.

Привлекают окрестности залива не только туристов, но и ученых: геологов, наглядно изучающих строение начала Главного хребта Крымских гор; палеонтологов в поисках останков представителей юры – аммонитов, белемнитов. В 1894 г. в осыпях горы Аскети, подпирающей Серебряный пляж, ученый Московского общества испытателей природы (МОИП) Дмитрий Стремоухов собрал уникальную коллекцию ископаемых, пополнившую фонды Геологического музея Московского университета.

На современных картах акватория Черного моря перед Серебряным и Золотым пляжем, а фактически от мыса Фиолент и до мыса Айя, не имеет названия, хотя еще в начале XXв. она носила греческое имя – Мегало-Яло. Не так давно севастопольский Институт биологии южных морей НАН Украины выступил с инициативой возродить топоним, как минимум, потому что залив такого масштаба просто обязан иметь название.

А пока ученые решают свои вопросы, по безымянному заливу к «Большому» и «Малому» берегу курсируют катера и лодки, за которыми с прибрежных скал наблюдают бакланы и чайки, периодически оглашая окрестности своим смехом.