Инкерман. Свято-Климентьевский мужской монастырь
Пристанище первых христиан в Крыму, один из древнейших храмов Европы и одна из старейших пещерных обителей Тавриды. Высеченные внутри Монастырской скалы храмы и кельи с давних времен и до наших дней несут какое-то особое духовное содержание, которое искали и первые верующие, и ищут нынешние.
«Инкерманская киновия – в 8 верстах от Севастополя, на скале Инкерманской, при Черной речке. Пред нею – севастопольская бухта среди белых скалистых берегов» (Гермоген, Описание Таврической епархии, 1887)
Возникновение монастыря, по преданию, связано с появлением тут четвертого римского папы Климента. Ученик апостола Петра за свои проповеди был сослан императором Трояном в Херсонесские каменоломни. А прибыв, встретил здесь почти 2000 единоверцев. Своими ревностными проповедями он обратил в христианство множество местных жителей и устроил множество церквей. За что, по тайному приказу Траяна, Климента казнили - привязали к якорю и утопили в бухте дабы последователи не нашли его тела. Однако через год мощи святого были чудесным образом обретены. Согласно преданиям, сохранялись онипоначалу в подводном гроте, доступ в который море открывало единожды в год в день смерти мученика, а через время их перенесли в часовню, воздвигнутую ангелами, на небольшом острове (ныне – остров в Казачьей бухте, Херсон). В 861 году, благодаря стараниям святых Кирилла и Мефодия, мощи св. Климента передали в Херсонесский храм.
Еще одна древняя легенда рассказывает, как Климент сотворил свое первое чудо. Однажды после его пылкой молитвы Господь подарил каторжанам, изнуренным жаждой, святой источник. Известие об этом источнике, привлекло немало людей. Сотни язычников приняли тут крещение, а святой Климент стал первым, и на некоторое время единым, покровителем древней Руси.
Через время рядом с бухтой, под защитой крепости сверху, в скалах возник монастырь.
Одним из первых, кто сделал его описание,стал священник Иаков Лызлов, прибывший в Инкерман в составе посольства московского к крымскому хану в 1634 году: «На весьма высоком каменном утесе стоит небольшой каменный городок Инкермен, в котором живут татары, греки и армяне. Под городком, в полугоре, есть древняя христианская церковь, вся вырубленная из камня. Она расписана по стенам, но письмо полиняло от многих лет».
По свидетельствам путешественников, в средние века в обитель вели три входа с лестницами, вырубленными в скале. Сейчас остался только один, расположенный в нижней части скалы. По коридору-тоннелю можно пройти к трем оставшимся пещерным храмам. По всей длине коридора с одной стороны коридора вырублены несколько окон и двери на балкон, с другой – склепы-костницы и небольшое помещение с лестницей, ведущей в верхние кельи и к колокольне.
Один из храмов освящен во имя св. Мартина-исповедника - 74-го папы римского и последнего папы, который умер в страданиях за католическую церковь (653 г). Другой - во имя св. апостола Андрея Первозванного, по преданиям, был вырублен самим основателем киновии. И третий – во имя св. Климента. Главный храм монастыря – один из старейший православных храмов, который, по мнению историков, превосходит своей древностью даже грузинские церкви. Выполнен он в виде базилики. Три пары колонн разделяют пространство на три нефа. Центральное украшение храма – высеченный в конхе (потолочный полукупол) апсиды процветший крест. В средние века на стенах еще виднелись фрески.
Рядом с этим храмом помещение с вырубленной по всему периметру стен каменной скамьей - трапезная.
После захвата Крыма татарами христианская обитель опустела, и возобновила свою жизнь уже после перехода полуострова в состав Российской империи.
К 1852 году территория монастыря включала: наземные церкви, жилые дома, хозпостройки, гостиный двор, пещерные храмы. На тот момент тут существовало уже 8 церквей. Во время Крымской кампании (1853—1856) военные действия большого вреда постройкам монастыря не принесли, в отличие от сильно пострадавшей крепости Каламита, но англичане успели разграбить почти все имущество. Однако это не остановило жизнь киновии и она продолжала расширяться и обустраиваться. Посещали древний храм в разное время царские особы и члены императорской семьи.
В таком виде монастырю удалось просуществовать до 1926 г. Затем годы национализации и «борьбы с попами». В 1931-1932 гг, согласно резолюции КрымЦИК, имущество храмов перешло в музеи Севастополя: "В виду отказа от дальнейшего пользования молитвенными зданиями со стороны религиозных объединений православную церковь в Инкермане - ликвидировать. Так как здание данной церкви имеет историческое значение - передать таковое в ведение Охриса».
До 1936 года в церкви Св.Климента действовала выставка, храм целителя Пантелеймона переоборудовали под пекарню, в монастырской гостинице периодически жили рабочие.
Во время Второй мировой войны в пещерах-кельях в 1942 году размещался штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии, сдерживавший врага на Инкерманских высотах.
Современная история Свято-Климентьевского монастыря начала свой отсчет с 1991 года.