Костромская слобода
На второй день пребывания в Костроме мы посетили музей под открытым небом "Костромская слобода". В России есть несколько аналогичных музеев деревянного зодчества, в которых представлены характерные именно для данной местности архитектурные постройки и быт, которые находятся в Суздале, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Иркутске, Кижах, Архангельске, Вологде. Итак, в музей "Костромская слобода" были перевезены строения из Костромской, Нижегородской (Горьковской) областей. Хочу отметить, что все строения-экспонаты являются подлинными.
Нас встретила крестьянка-экскурсовод. За стол усадила, напоила, накормила, про местный крестьянский быт XVIII-XIX веков рассказала.
А кого-то и поработать заставила!
Всю экспозицию можно разделить на три вида строений: жилые дома, культовые религиозные сооружения и хозяйственные постройки. Церкви и часовни в музее старались разместить на открытых площадках: у воды, на пересечении дорог, как это было в жизни. Хозяйственные постройки - амбары, сараи, как правило, ставились рядом с жилым домом, а пожароопасные - овины, кузница – располагались на краю деревни.
Дорога вымощена булыжником, соединяя построенные дома в однорядную улицу, характерную для деревень Костромской губернии. Но для удобства ходьбы по краю дороги проложен деревянный мосток. Как в самом начале нам сказала экскурсовод: "Полы в деревянных избах не крашены, поэтому прошу всех ходить по дороге, чтобы не вносить землю и грязь в дома".
Дом крестьянки Чапыгиной построен из осиновых бревен, что не было типично для построек Костромского края. Считалось, что чем крупнее и толще бревна, тем зажиточней и богаче семья. В этом доме жили очень бедные люди.
Внутренняя обстановка домов очень похожа. Напротив входа – красный угол с иконами, любой входящий в избу первым видел красный угол и обязательно крестился. Так же в углу стоял обеденный стол. Крестьяне очень уважительно относились к нему, стол считался ладонью Бога, поэтому на стол нельзя было садиться, вставать, даже класть локти. По периметру всей избы была лавка, она вырубалась вместе с домом и была неотъемлемой его частью. Лавка была широкая, поэтому также служила и спальным местом. Над лавкой на уровне головы находилась полка, куда убиралась хозяйская утварь: прялки, инструмент, когда ей не пользовались.
На этой фотографии видно, что выше полки венцы черные, эта изба топилась по-черному, дым стелился под потолком, а выходил в дверь. Плюсом такой избы считалось то, что она быстрее нагревалась, отапливалась, что было очень актуально на севере.
Детская люлька подвешивалась к потолку избы и имела плавный ход – раскачивалась с помощью ноги. К краю подвязывалась веревка с петлей на конце, в петлю вставлялась нога и хозяйка могла одновременно заниматься двумя делами - например, прясть и укачивать ребенка. В углу над лавкой – волоковое окно. Его вырубали между двумя венцами, а называлось оно так, потому что его заволакивали (закрывали) доской. Большое окно (с краю) называлось красным.
Эта изба также считается двойной, так как под единой двухскатной крышей расположены как жилые помещения: изба с печью, летняя неотапливаемая изба, так и хозяйственные постройки: повить (второй ярус хоз. двора), две клети (для хранения одежды и для хранения продуктов). Помещения соединены друг с другом сенями – "мостом", характерным для построек севера.
Очень необычная лодка-долбленка. Гребли на ней стоя: одна нога в одной половине, другая – в другой. Это мне напомнило итальянских гондольеров.
Часовня отличается от церкви отсутствием алтаря.
А это бани. В бане человек смывает с себя всю грязь (как в прямом так и в переносном смысле), поэтому считалось, что в банях водится нечистый дух. Строили их на краю деревни, вдали от всех построек. И обязательно у водоемов, а так как весной реки, озера разливались, то стояли они на сваях, чтобы их не затапливало, а в половодье добирались до них на лодках.
Дом на два коня: хозяйственный двор стоит сбоку от жилых помещений. В жилых постройках углы всегда были сложены с выступающими венцами – это имело практический смысл – зимой внешние края бревен промерзали, а внутренний угол дома всегда оставался сухим и теплым. А вот в хозяйственных постройках и церквях так делали не всегда – надобности не было, а также "гладкий" угол считался более красивым. Впрочем, мне так не кажется.
На протяжении веков колодец не претерпел никаких изменений.
Немаленький дом, даже по современным меркам. Для северных домов характерно то, что они высокие, даже на первый этаж надо было подниматься по лестнице. Связано это со снежными зимами, когда снегу наметало до нескольких метров.
Резной дом принадлежал зажиточному крестьянину-лесопромышленнику. Не каждый мог себе позволить так украсить свое жилище.
А это целый дворец. Говорят, в это доме был даже постоялый двор.
Чтобы лучше представить атмосферу, на лавке сидит местная крестьянка.
Помимо созерцания можно немного развлечься: метание ножей, топоров к вашим услугам.
Менее экзотичная стрельба из арбалета.
Можно взять на прокат лодку и осмотреть экспозицию с воды.
В следующий раз нас ждет экскурсия по Ипатьевскому монастырю.
Продолжение, а также еще больше интересного у меня в ЖЖ: alexlomako.livejournal.com