Пушкинская деревня. Михайловское
Итак, в день приезда мы посетили Дом-музей Довлатова, узнали о том, как жил писатель в советское время и в Пушкинской деревне узнали о быте крестьян. Теперь у нас в распоряжении полный день на осмотр других музеев Пушкинских гор и знакомство с местными пейзажами и, соответственно. знакомство с бытом аристократии.
Начнем с Михайловского - родового имения Ганнибалов. История села начинается в 1742 году, когда императрица Елизавета Петровна пожаловала эти земли «арапу Петра Великого», прадеду Пушкина, Абраму Михайловичу Ганнибалу. В те времена эти земли назывались Михайловская губа. После смерти прадеда поэта в 1781 г. земли разделили между тремя сыновьями арапа.
Деду Пушкина Осипу Абрамовичу досталось сельцо Михайловское. В 1806 году оно перешло к бабушке поэта Марии Алексеевне Ганнибал, в 1816 году имение перешло к матери — Надежде Осиповне Пушкиной. Здесь же в 1836 году Надежда Осиповна была похоронена и усадьба была разделена между Александром Пушкиным, его братом Львом и сестрой Ольгой. Затем в истории имения наступили не лучшие времена - разруха и запустение, в 1899 г., в год празднования столетия со дня рождения Пушкина, Михайловское было выкуплено и поступило в государственную собственность. Здесь была устроена Колония для престарелых литераторов, а в июне 1911 года открылся первый Пушкинский музей.
Но счастливые времена длились не долго. Уже в 1918 году во время гражданской войны все постройки были сожжены. Однако при советской власти в 1922 году здесь снова был организован музей, а постройки восстановлены по архивным документам. И снова война и снова пожар и снова усадьба сожжена дотла. Восстановлен музей был уже после Великой Отечественной Войны под руководством С.С. Гейченко. Такова вкратце непростая история Пушногорья.
Бродя по территории усадьбы, просто нельзя не отдать должное его проектировщикам и тем, кто поддерживает территорию в таком порядке. Ландшафт, постройки, мостики, водоемы - все это смотрится не просто аккуратно и ухоженно, но вместе с тем совершенно естественно, без излишнего пафоса, присущего, например, дворцам и паркам Петергофа. Здесь просто хочется гулять, наслаждаться пейзажем и вдыхать чистый воздух, пропитанный легким привкусом скошенной травы.
Обычные деревянные заборчики, деревья в лишайнике - все это не только не портит впечатление, а наоборот лишь придает аутентичности и естественности общей картине. Здесь вообще создается ощущение присутствия жизни, ведь музеи чаще всего наоборот демонстрируют, что эпоха ушла, все это лишь экспонаты. В Михйловском же не покидает ощущение, что постройки, заборчики да и сами ландшафты, это вовсе не часть музейного комплекса, а чья-то дача, где хозяева заботливо сохранили облик усадьбы XIX века. Вот этот ленивый кот лишь подтверждает присутствие жизни в усадьбе. Это ощущение нисколько не уменьшается, когда понимаешь, что со времен жизни Пушкина здесь фактически ничего не сохранилось.
Хотя нет, постойте. Вот этот вяз, например, застал не самого Александра Сергеевича, конечно, а Григория Александровича.
Вокруг вяза растут двадцать шесть лип, высаженных в начале XX века. Этот участок так и называется - липовая аллея.
Здесь же сказочный герой - дуб Лукоморье.
А вот так выглядят флигели: — банька, где в летние месяцы жила няня Арина Родионовна (зимой она жила в доме). Другой флигель — кухня с помещением, где жила семья кухарки.
По территории разбросаны связки льна. Когда-то его выращивали в огромных количествах на Псковской земле. В том числе в Острове (о котором уже был рассказ) и Опочке. Существует даже гипотеза, согласно которой Христофор Колумб открывал Америку под парусами из псковского льна. Персидский писатель Эд-Дин писал, что льняные одежды из земли русской знают за Самаркандом, в Северной Индии, в Калькутте и Дели. Немецкие, французские, голландские и английские перекупщики также дорого ценили псковские льняные ткани.
И все-таки главная достопримечательность здешних мест, на мой вкус - природа. Смотришь, и все это кажется совершенно нереальным. Так и хочется сказать, что "не бывает такого, ребята, кино это все". Нет, конечно, элемент бутафории здесь присутствует - и эти дорожки и мостики и прудики и восстановленная ветряная мельница и заборчики из нестроганных бревен...
Но все это совершенно не важно, потому что, поверьте на слово, пейзаж фантастически красив и естественнен. Берите мольберт или фотоаппарат и делайте шедевры буквально с любой точки. Куда не направь взгляд, гарантированно везде ждет красота. Я даже не представляю, сколь хорош может быть здесь пейзаж в период золотой осени или в заснеженную зиму... Да и весной, когда только появляются проталины... а в майское цветение... а теплым летним вечером... а в морозное утро... а когда лунный свет...
Восстановленная ветряная мельница наилучшим образом дополняет и без того живописнейшую картину.
Река Сороть только усиливает притягательность открывающегося пейзажа и не дает глазу буквально оторваться от красот. Рассматривая свои фотографии и восстанавливая в памяти увиденное, я с уверенностью могу сказать, что Пушкинские горы - одно из красивейших мест, в которых мне довелось побывать. По моим скромным понятиям - это эталон пейзажа средней полосы России.
Постепенно Савкина гора начала погружаться в сумерки и мы не спеша отправились в сторону нашего жилища. Уходить не хотелось, ведь всего через несколько часов здесь начнется новое представление под названием рассвет. Но отведенное на эти места врем увы закончилось.
Сегодня трудно однозначно судить о том, насколько пейзаж и в целом вся обстановка похожа на ту, в которой жил Пушкин, но с уверенностью можно сказать только то, что в Пушкинских горах удалось создать настоящий заповедник природы и ландшафта средней полосы России - уютный, красивый и естественный. В этот же день нам удалось догулять и до Петровского, но об этом расскажу в следующем посте.