Всего в Смородине 130 016 объектов и 12 026 участников

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
Путешествия по России
13 апреля 2016, 12:15 от Мыльников Александр 1 3 2461

Архангельск 2015. В гостях у Поморов.

Архангельск появился в наших планах совершенно случайно и очень даже не зря. По ряду причин у нас сорвалась намеченная поездка на Урал по довольно хорошо проработанному и интересному маршруту, а оставаться дома на тот момент уже казалось невыносимым. Дорога звала и манила, так как уже несколько месяцев мы не были в пути. Самым оптимальным маршрутом на тот момент показалась поездка в Архангельскую губернию, на Родину Ломоносова и в земли Поморов. Набросав за ночь оптимальный маршрут, выписав все достопримечательности и населенные пункты, запланированные на это путешествие, составив карту АЗС и возможных ночлежек, в 4 утра мы выдвинулись в путь.

Трасса «Холмогоры» встретила нас отличным покрытием и отсутствием автомобилей, а погода пожаловала нам теплый солнечный день. По пути мы заехали в Данилов, который оказался городом небольшим и ничем не выделяющимся. Нам нужно было в нем отметиться, так как он входит в состав так называемого «Дискуссионного Золотого кольца», которое уже пару лет являлось одной из выполняемых нами целей. Уже к закату мы находились в Холмогорах, на берегу Северной Двины и, наблюдая за уходящим за горизонт Солнцем, пили свежезаваренный ароматный чай.

Заночевать решили прямо у парома, курсирующего между Холмогорами и Ломоносовым, Родиной великого Русского ученого. Именно это место и было нашим первым пунктом в поездке. Проснулись мы минут за двадцать до отправления. Торопиться было некуда, паром в любом случае перевез бы всех желающих в несколько заходов и только потом встал бы на очередной перерыв. Перебравшись с большой земли на Курвостров, мы позавтракали. Так как время было раннее и музеи были закрыты, мы поехали исследовать местные красоты и знакомиться с местным населением. Возле закрытого дома-музея Ломоносова нам бросилось в глаза объявление о мастер-классах по резьбе. Мгновение спустя мы уже набирали номер телефона, прикрепленный к объявлению. Из разговора мы узнали про цены и про время мастер-класса.

(историческая справка)Область Беломорского Севера в конце XVI-XVII вв. являлась постоянным поставщиком моржовой, мамонтовой и привозной слоновой кости. Драгоценный «рыбий зуб» - так называли моржовую кость - добывался местным населением в Белом море, около устья Печоры, у побережья Мезени, островов Новой Земли и Вайгача, у Шпицбергена (Груманта). Сотни пудов моржовой кости доставлялись в Москву к царскому двору, где она ценилась как драгоценность. Холмогоры издревле славились «работою отличных костяных гребней». Позже в Архангельске открыли косторезный ремесленный цех.

Пропустить такие мастер-классы мы позволить себе не могли. Уже через 20 минут мы встретились с женщиной, которая пригласила нас в мастерские Беломорских мастеров. Сам мастер-класс подобно расписывать нет смысла, лучше приехать и попробовать. Нам было интересно убранство в мастерской, самодельные резцы и пилочки, которыми работают и в наше время, а так же потрясающей красоты готовые серьги и броши, некоторые из которых мы приобрели. Очень интересен был рассказ про историю косторезов и о различных техниках. Время за работой и беседой пролетело быстро, нам пора было возвращаться на паром,который не заставил себя долго ждать и уже через полчаса мы припарковались возле краеведческого музея в Холмогорах. Музей оказался крайне интересным, а сотрудники приветливы и гостеприимны. Нам рассказали про легендарную Холмогорскую корову, показали много архивных фотографий, экспонаты из жизни крестьян и предметы быта. Для себя я обнаружил небольшое и простое приспособление для фасовки брусков масла с печатью купца. До этого в музеях я подобные механизмы не встречал.

Намеченный маршрут вел нас в объезд Архангельска и через Белогорский в Пинегу. Погода нас встретила Солнышком, хотя с самого утра было пасмурно. Всегда замечал, что на Белом море погода может противоположено измениться за небольшой промежуток времени. Так произошло и сейчас. В Архангельске мы залили полный бак, посетили банкомат и отправились дальше. Отъехав относительно небольшое расстояние от Архангельска, мы поняли, что дорога кончилась. Начался грейдер. Ехать по грейдеру всегда приятно, если он сделан с умом, но когда утренний дождь размыл почву под колесами, езда превращается в занудное маневрирование по жиже и качество грейдера уже не имеет значение. В районе Белогорского появился асфальт. В этом населенном пункте мы решили остановиться, чтобы перекусить, отдохнуть и вдохнуть свежего воздуха. Местное кафе сделано со вкусом. Стены украшены строками из Есенина и раскрашены в нежные тона. Кормят хорошо, цены умеренные, но для любителей травы, овощей и фруктов выбор невелик. Это Север и тут едят мясо и рыбу. Следующим пунктом была Пинега и ее краеведческий музей, а так же пещеры в Головинском провале. По дороге до Пинеги сделали несколько остановок, чтобы насладиться местными красотами и сделать памятны фото. В Пинегу мы приехали к вечеру. Побродив по городу, пополнили запасы воды в канистры, поужинали в местном клубе-баре и пошли искать ночлег. Полученная информация нас разочаровала. В населенном пункте было только два места для ночлега и цены в обоих местах были бешенными. Была еще альтернатива поехать к Головинскому провалу, возле которого есть кемп, но было неизвестно количество свободных мест там, а цены не сильно отличались. Решено было заехать на местную АЗС, пополнить запасы топлива и заночевать там в нашем укромном жилище. Пока моя вторая половина готовила чай и стелила постель, я познакомился с двумя людьми из Кимжи ( об этом месте позже). Эти люди мне рассказали, что дорога до Кимжи не просто есть, а находится в очень хорошем состоянии. Но не это заставило меня проснуться и полностью восстановить силы. Люди поведали мне, что с 2008 года построена дорога в Мезень и с недавнего времени грейдер настолько хорош, что они ездят по нему ночью без опасений. Так же мне поведали о том, что все три переправы через разные реки, которые встречаются на пути действуют и при этом абсолютно бесплатно!!! Долго думать я не стал и посоветовавшись с женой двинули в путь, поблагодарив славных мужей и взяв у них координаты. Несколько часов без остановки мы ехали по довольно качественному грейдеру. Дорога радовала настолько, что моя вторая половинка уютно дремала в кроватке, а я наслаждался Северными мелодиями, закачанными на карту памяти перед поездкой. Где-то между Пинегой и Мезенью показались огни. Это был перевалочный пункт с небольшим кафе и просторной парковкой. Решено было отдохнуть тут. Утро у меня лично началось в шесть часов, несмотря на то, что весь предыдущий день и часть ночи я был за рулем. Я всегда на Севере просыпаюсь рано и высыпаюсь за считанные часы. Позавтракали мы изумительными блинами, которые в кафе подают с пылу-с жару. Всем советуем сделать остановку в этом месте. (Информация для путешественников: располагается кафе и стоянка прямо за большим современным мостом через реку Немнюга, ориентир по карте – поселение Чижгора. )

Прекрасное солнечное утро, теплая погода, Русский Север… Мы движемся в сторону Мезени – Родины известнейшей росписи на прялках и предметах быта. Что может быть прекрасней для людей, изучающих культуру Русского Севера? Итак, продолжим… По дороге мы сделали несколько фотоостановок. Один раз остановились поесть ягод, а заодно собрали пол ведра грибов. В городе мы были к обеду.

Первым нас встретил сотрудник пограничной службы. Мы выяснили, что Мезень является приграничным городом и куча нелегалов и браконьеров именно тут пытаются попасть в наши территориальные воды. Пообщавшись с нами и проверив документы, он оставил на всякий случай координаты и удалился. Вторым нашим знакомым в городе стал писатель и поэт Иван Дорохов. Его летнее пристанище мы приняли за музей. Человек очень интересный и творческий. Из самого обычного сарая в центре города он сделал место для культурного досуга, где совместил комнату отдыха и читальный зал, а так же русскую баню и место для мангала. Все это колоритно украшено клумбами и патриотичными плакатами. До самого вечера мы беседовали с Иваном. Он поведал нам, что в городе люди не понимают его стремлений и все в основном заняты бытом. Творчество людей не интересует. От него же мы узнали о таком необычном для центральной России явлении, как текущая вспять река. С точки зрения природных факторов, ничего сложного нет. Под влиянием луны на белом море идут приливы, а из-за того, что от города до моря рукой подать, прилив идет и в реку Мезень, которая впадает в Белое море, но выглядит это так, будто река течет вспять. Узнав про этот факт, мы отправились на реку и нашли очень удобное место для наблюдения за этим явлением, но в этот вечер нам не удалось это сделать, так как я ну уж очень любознательный и всегда хочу общения с новыми интересными людьми. Но скажу наперед, мы увидели это чудо Природы, так как оно случается два раза в день и объемы прилива зависят от лунных фаз. Рассказывать про зрелище не буду, его нужно увидеть самим. Вечером, заварив у Ивана термос чая, мы попрощались и отправились на ту же самую реку, чтобы переночевать. Проснулись мы рано утром. Было пасмурно, поэтому решили из авто не выходить и чай готовить на плитке. Съездили в город, узнали график работы музея и вернулись на реку, ждать прихода воды. Как и рассказали нам местные рыбаки, прилив пришел по графику. Мы сидели в тишине и наблюдали за явлением, слушая, как необычно журчит вода. Погода разгулялась, приехали местные с семьями, мы готовили обед из грибов, собранных в лесу и общались с населением. Люди очень интересовались, что мы забыли в их глуши, но были рады, когда мы рассказывали им о том, что исследуем традицию и приехали посмотреть на роспись. Наконец, мы поехали в музей. В музее нам понравилось все, несмотря на то, что он небольшой. Благодаря экскурсоводу и билетеру в одном лице узнали много того, о чем не говорят экспонаты, а так же про новые книги, которые стоит купить. Одно только сильно огорчило… В музее НЕ БЫЛО ПРЯЛОК!!! которые так славятся на весь мир. Нам объяснили, что многое растащили марадеры из заброшенных домов в эпоху перестройки, а то, что не растащили, люди оставили как семейные реликвии. Так что если Вы хотите увидеть много прялок с мезенской росписью, настоятельно рекомендую Ферапонтово. Собрание прялок там огромное!

Когда начало смеркаться, мы отправились в гостиницу. Решено было эту ночь провести в теплой постели после душа, так как на утро нам предстоял сложный маршрут обратно с посещением нескольких деревень по дороге в Архангельск. В гостинице нас встретила девушка Таня. Она с радостью показала нам номер, рассказала про условия, про душ, про кипяток и тд. Так же то, что название города произносится с ударением на второй слог(до этого мы делали это неверно). Оказалось, что Таня работает в Ярославле и приезжает в Мезень к Родителям на каникулы, а в гостинице подрабатывает во время каникул, так как не может сидеть без работы. Мы разговорились. Ей было интересно слушать путешественников, а нам было интересно слушать жителя Мезени. Когда Таня узнала, что нас интересует деревенский быт, она поведала о празднике в деревне, где живут ее родственники, который состоится на следующий день, но она с грустью сообщила, что не сможет посетить это мероприятие, так как транспорт туда ходит нерегулярно, а заказывать такси слишком дорого. Ее радости не было предела, когда она узнала про вместительность нашего автобуса и что мы готовы ехать хоть на край света, если нам это даст знакомство с бытом… Хотя на тот момент мы итак были на краю света, если это так можно назвать. На следующий день, выспавшись, мы поехали к Тане, знакомится с ее Родителями, которые хотели узнать, с кем отпускают дочь и ее подругу в деревню, а заодно и прихватили у ее мамы банку НАСТОЯЩЕЙ МОРОШКИ. Впервые нам довелось попробовать натуральной ягоды. В сезон ее роста мы обычно на Север не попадали, а все, что мы до этого пробовали на трассе, оказывалось редкостной прокисшей гадостью. В деревню мы прибыли уже к обеду. Как оказалось, деревня эта совсем не далеко по нашим меркам. Нас приютила у себя семья тети Дуси.

Из-за нашего внешнего вида в деревне нас сразу приняли за сектантов. Довольно долго и с весомыми аргументами пришлось доказывать обратное и в итоге семья нас приняла. Весь день мы общались. Нас расспрашивали про наши путешествия и про Москву и про наши увлечения. В свою очередь мы наблюдали за местными обычаями, поведением и манерами, а так же задавали множество вопросов про местный быт, на которые сразу же получали ответы. Очень странно, но раз в час в дом стабильно приходили люди, по 2-3 человека, и долго рассматривая нас пытались убедиться, не сектанты ли мы или цыгане. Доходило до того, что меня дергали за бороду и за длинные волосы, дабы убедиться, что все настоящее. Выглядело это довольно необычно и странно. Что касается стола, то на нем всегда была еда. Гостеприимство на Севере на высоте. Даже если мы не хотели есть, все равно что-то присутствовало. Очень понравился салат из квашеной капусты с вареным картофелем. Сама капуста, запасенная на зиму, специально немного пересолена и когда в нее добавляют вареный картофель, соли становится в меру. Во время общения тот или иной член семьи занимался какими-то делами. То грибов из леса принесут, то рыбы с реки, то корову подоят. В общем, на месте не сидит никто. Наблюдать за этим крайне интересно!

К вечеру для нас нашли лодку и отвезли нас в Азаполье. Деревня эта находится на другом берегу реки и дорог туда нет. Добраться можно только на лодке. В пути мы были минут пятнадцать. Пока плыли-наслаждались местными красотами и просторами. По прибытию на место нас удивил тот факт, что несмотря на удаленность места от большой земли и отсутствие дорог, в деревне царил мир, покой и порядок. Никакой суеты и грязи. Гуляют дети, открыт магазин, люди занимаются своими делами. На нас конечно же смотрели с опаской, но как только мы начинали разговор и расспрашивали местных про быт, люди становились приветливыми. Деревня эта привлекательна тем, что именно тут много лет назад староверы сожгли себя в избе, когда им пытались навязать новую веру. Сейчас на месте этой избы стоит огромный камень. Удивило то, что не все местные знают про данный факт. На осмотр деревни нам хватило получаса и мы отправились обратно в путь, так как вечером нам нужно было идти в клуб Мелагоры на празднование дня деревни.

Вернувшись в Мелагору мы почти сразу отправились в клуб. В клубе абсолютно все глазели на нас, как на инопланетян, но никто не подходил и не начинал разговора. Вскоре началось представление. Все прошло довольно колоритно и интересно, несмотря на то, что участвовали в спектакле всего несколько человек и часто один человек играл несколько ролей. В действии мы увидели все возраста от совсем маленьких детей, до бабушек восьмидесяти летнего возраста. Было приятно видеть, что молодежь не спивается, а тянется к искусству. После мероприятия мы сразу отправились домой, чтобы избежать лишних расспросов. Но расспросы не окончились и в дом приходили люди до самой ночи. Одновременно было интересно с ними общаться и отчасти неуютно. Ночью мы сходили на местную дискотеку. Никаких инцидентов ни у нас, ни у местных друг с другом не было замечено. Все гуляли, веселились и, несмотря на то, что были выпившие, конфликтов не было ВООБЩЕ! Эти наблюдения поставили еще один плюс в зачет Русскому Северу. После дискотеки мы вернулись домой. Приняв немного непрошенных гостей мы сидели еще довольно долго и часа в 4 утра пошли топить баню!

О бане. Баня тут настоящая, северная. Потолки невысокие, по центру стоит печь-каменка с вмонтированным в нее котлом для нагрева воды. Топят ее с раннего утра большими поленьями и томится она почти весь день. Во второй половине дня все, в том числе и мы, посетили это сакральное место. Удивительным было то, что Ксения в этой бане вспотела через две минуты, хотя обычно, чтобы ее пропарило, мне всегда приходилось пару часов ее прогревать, парить и лупить вениками. Еще больше удивил тот факт, что после бани Ксения еще час сидела в избе и из нее выходило все то, что не успело уйти в парной. Вот это и было показателем настоящей бани Русского Севера! Если доведется строить свою баню, вопрос решен. Ставить буду только по Северным традициям.

Вечером сидели недолго. Прихожан не было, так как за день до этого уже вся деревня знала, что мы не сектанты и не цыгане. Не знаю, как все, но я в этот день после бани отрубился моментально и спал как младенец. Наутро мы перекусили и собрав всех, кто захотел поехать в город, отправились в путь, предварительно сходив еще раз в баню, которая за сутки так и не остыла и давала жар. Ну точно буду такую ставить!

В Мезень мы приехали к обеду. Попрощавшись со всеми и поблагодарив за прекрасные два дня, мы отправились в путь. Следующей нашей целью была деревня Кимжа. Меня лично эта деревня интересовала по двум причинам. Первая – это деревянная церковь Одигитрии. Не знаю почему, но посмотреть я ее хотел, но это не совсем удалось сделать, так как храм был на реконструкции. Вторая причина - это единственные на планете действующие мельницы, у которых вращаются не только лопасти, но и сами они вращаются вокруг своей оси.

Чтобы увидеть их в действии, придется приехать сюда. поразил один факт: если в деревне кто-то хочет сделать ремонт дома, он не может ни на сантиметр поменять внешний вид своей избы. Все строения в деревне являются памятниками и находятся под защитой ЮНЕСКО. Вот так вот необычно. Все люди тут живут в музеях, сараи являются музеями, бани в домах-музеи, коровники тоже музеи. Мы покатались по деревне, сделали ряд фото и отправились дальше. На выезде из Кимжи на дороге мы встретили девушку. Узнав, что нам по пути, забрали ее с собой. Как оказалось, она ехала на день рождения к подруге в соседнюю деревню…. за 50 км отсюда!!! Местные тут ездят на попутках, так как регулярное сообщение практически отсутствует. Девушка рассказала, что обчно так и путешествует по гостям. Выходит на основную дорогу и ждет машину. Если за пол часа ни одной не проедет, она возвращается домой, но если проедет хоть одна, то в 99% случаев люди останавливаются и подбрасывают до нужного места. Так сделали и мы.

После Кимжи мы поехали на Головинский провал. Узнав расписание экскурсий, стоимость гостиницы и всю остальную информацию решено было отправится в путь и не тратить сутки на ожидание, отложив посещение этого места до лучших времен. Мы отправились в Северодвинск, в место под названием Ягры. Ягры – это остров в Белом море. Место понравилось своей чистотой и удобством для всех отдыхающих. Вдоль очень длинного пляжа располагаются удобные парковки для авто, оборудованные мусорными баками и местами для отдыха. Мы нашли уютное местечко и пошли гулять. Побегав босиком по холодной воде Белого моря и налюбовавшись закатом мы пошли на стоянку. Поначалу хотели поставить палатку, но из-за сильного ветра легли спать в автобусе.

Утром нас разбудили шумны рыбаки, которые тащили с берега полные сумки камбалы и надувную лодку. Мы проснулись, умылись и, позавтракав, отправились в Архангельск. До вечера мы гуляли по городу, купили сувениры и поели. Больше всего в городе понравилась пешеходная улица и памятник «Женщинам – Берегиням».

К вечеру мы вернулись к авто. Так как сил было много и спать не хотелось, решено было отправится в сторону дома. По дороге мы заехали к нашим друзьям в Кострому и посетили конюшни, а после Костромы заскочили в Семибратово, в музей варенья и баклуш.

К ночи следующего дня мы уже были дома, где нам предстояло, как обычно, разгружать наш автобус и разбирать завалы привезенных с собой даров, параллельно устраивая большую стирку…