Кавказ.Другая сторона медали.
Как-то одним теплым летним вечером, сидя на балконе, потягивая крепкий и насыщенный копорский чай, мы с женой решили поехать в Турцию. Так как эта страна не сильно озадачивает россиян визами, времени для подготовки на такую поездку много не надо. Как говориться, были бы средства. Поскольку маршрут по Турции был составлен еще в прошлом году, решено было выезжать на рассвете. Предупредив всех Родных и близких, что уезжаем, легли спать.
Проснулись, как это и бывает перед всеми нашими поездками, в 4:00 утра. Погрузив вещи в авто и проверив все напоследок, мы выдвинулись в путь. Расписывать подробно первый день пути не буду, чтобы не занимать умы читателей лишней информацией. Скажу лишь, что в очередной раз федеральная трасса «Дон» была нам рада и уже часам к четырем-пяти вечера мы были под Таганрогом, где и заночевали у Родни.
Спустя пару дней мы выдвинулись в путь. Целью нашей был Кавказ. Нужно было до ночи доехать до Российско-Грузинской границы и пересечь ее. Из всего интересного по пути могу поведать только о том, что нас неоднократно тормозили на всех встречающихся постах ГИБДД из-за большой растительности на лице и из-за недавних весенних приключений в Волгограде (кто слышал эту историю, тот поймет). Природа Кавказа встречала нас радостной погодой и поразмыслив над тратой времени на постах ГИБДД было решено заехать в первую же цирюльню, чтобы меня побрить. Цирюльня небольшого поселения оказалась странной. Девушка, работающая там, посадила меня в кресло, сделала все необходимые подготовительные манипуляции для стрижки бороды, поставила передо мной машинку для бритья, положила расческу и сказала: «Брейтесь сами, я бороды не брею». Это немного удивило, но делать было нечего. Я взял машинку и быстренько побрил больше чем на половину, свою бороду. После чего с меня взяли 50 рублей и попрощались. Кавказ! Дальше, по пути нам встречались горы, бурлящие реки, аулы и вся остальная красота этого дивного края. Ближе к вечеру мы добрались до Владикавказа. Первым делом заехали в первый попавшийся ресторан и заказали настоящий осетинский пирог. Забегая вперед скажу, что во всей Осетии мы так и не получили ожидаемого удовольствия от осетинских пирогов. Либо мы не там их покупали, либо там все работает на туристов. На сегодня самые вкусные и свежие осетинские пироги, которые мы пробовали, готовят на ВДНХ(ВВЦ) в частной пекарне. Поужинав пирогами, мы двинулись в сторону Грузии. Не доезжая несколько километров до границы, нас остановили сотрудники ГИБДД. Офицер с должным уважением поведал нам, что дальше никто никуда не поедет, так как в горах сошла большая сель и разгребать ее будут не меньше месяца. Ситуация по сути катастрофическая, так как эта трасса является единственной артерией, соединяющей Россию и Грузию (раньше можно было проехать еще и через Южную Осетию, но в связи с событиями августа 2008 этот вариант отпадал). Долго мы раздумывать не стали и поехали искать гостиницу. Прохожие на улице посоветовали нам гостиницу под названием «Кавказ». О самой гостинице только хорошее. Роскошные номера, состоящие из прихожей, санузла с душевой кабиной, кабинета с очень качественным и быстрым WiFi, и спальни с телевизором и холодильником. Обслуживающий персонал на высоте, своя большая стоянка во дворе, но больше всего поразили парадный вход и коридоры. Такой чистоты я не видел давно в гостиницах. На первый этаж по каким либо вопросам я ходил босиком. Без преувеличения. По всей гостинице ковры и мрамор. Касаемо стоимости: копейки по меркам, наверное, любого трудящегося человека. Всем кто попадет когда либо во Владикавказ- настоятельно рекомендую.
Весь вечер в номере мы изучали варианты и пути, которыми можем попасть в Турцию. Кроме Владикавказа и Южной Осетии нашли еще один маршрут через Дагестан и Азербайджан, но он тоже отпадал по двум причинам: там уже собралась очередь из фур длинной в полторы недели пропускного режима и соответственно нестабильной обстановки в двух вышеперечисленных регионах на тот момент. Решено было отложить Турцию до лучших времен, раз она уже два года не хочет нас принимать. Было принято решение для начала ознакомиться с достопримечательностями Северной Осетии.
Про саму Осетию можно рассказывать очень много. Лучше Вам самим побывать в этом горном крае и все увидеть своими глазами. Я лишь мельком пробегусь по тем местам, которые удалось посетить. Весь запланированный маршрут по Осетии мы осилили за три дня. Каждое утро мы приходили на центральный рынок и выпивали по стакану гранатового сока, выжатого у нас на глазах. Заряд бодрости после такого дела обеспечен был на весь день. Конечно же не обошли стороной и большой городской книжный магазин, в котором была закуплена литература про древние времена Осетии и книги по осетинскому эпосу. Очень понравилась центральная часть города и городской парк, расположившийся вдоль р.Терек. Недалеко от парка мы нашли местный краеведческий музей. Фотографии нам там делать не разрешили, но могу отметить, что такое большое количество археологических находок со свастичными символами мы видели разве что в Карелии и Архангельской губернии. На следующий день, выпив по стакану гранатового сока мы отправились в горы. Маршрут наш пролегал вдоль реки Фиагдон. Мы посетили древнюю крепость в скале, горный монастырь, где я нырнул в ледяную горную реку в специально отведенной купели, так же мы посетили Даргавс и Кармадон.
История с Даргавсом сама по себе интересна тем, что буквально месяц назад в Минске, сидя перед телевизором мы смотрели передачу про этот город. Тогда я был сильно впечатлен увиденными склепами, в которых в открытом виде сидели или лежали мертвые люди, но я даже и не мог предположить, что уже через месяц своими глазами увижу этот город. Немного о городе мертвых, который одновременно вызывает ужас и восхищение: давным-давно в Северной Осетии была чума, люди умирали тысячами. И вот когда человек понимал что болен, он брал с собой немного хлеба и воды (примерно на 3 дня) и уходил в отведенное место т.е. в село Даргавс. О городе написано много в интернете и есть множество фото, но такое нужно увидеть своими глазами хоть раз в жизни.
Посмотрев Даргавс мы отправились в Кармадонское ущелье. Кармадонское ущелье известно всем россиянам по двум причинам. Первая – целебная минеральная вода, которая до сих пор продается в Москве (хотя по секрету местные сказали, что из-за схода ледника минеральных источников почти не осталось. Вторая - 20 сентября 2002 года произошёл катастрофический сход ледника Колка. Масса из снега, льда и камней двигалась по ущелью со скоростью свыше 100 км/ч. В результате схода ледника был полностью уничтожен посёлок Верхний Кармадон, погибло более 100 человек, в том числе и съёмочная группа фильма «Связной» во главе с Сергеем Бодровым младшим. Сам поселок Кармадон жилой, но жилой там только один общий дом в несколько подъездов и немного частных домов. Люди в этих местах очень приветливые и отзывчивые. Все, кого мы встретили, были рады помочь, указать верную дорогу и просто пообщаться. Когда мы не обнаружили в магазине хлеба, продавщица вышла на улицу и почти в приказном тоне, но с улыбкой на лице попросила одного из стоящих мужчин дать нам одну из двух купленных им булок хлеба, пообещав на следующий день утром ему отдать оную. Не то, чтобы мы сильно хотели есть, но на Кавказе так принято, нельзя путника оставлять без хлеба, если тот попросил. Посетив монумент погибшей съемочной группе Бодрова и спустившись к тому месиву из грязи и останков строительных конструкций мы отправились в обратный путь. По дороге заехали на монумент Уастырджи – главный герой в осетинской мифологии, часто упоминающийся в Нартском Эпосе. Вечером поужинав в Чайхоне на Проспекте Мира (местный Арбат) мы отправились спать. В гостинице долго думали, как дальше быть и куда поехать теперь. В Сочи на море ехать было рано, так как две недели на пляже свели бы с ума. Поразмыслив и взвесив все за и против мы, на свой страх и риск решили поехать в Чечню.
Из гостиницы выехали рано утром. В планах было посмотреть несколько интересных нам мест в Чеченской республике, переночевать в Грозном и отправиться обратно. Дорога лежала через Ингушетию где мы посетили мемориал жертвам репрессий.
В Чеченскую республику мы доехали быстро. По дроге нас останавливали на каждом блок посту, но не потому, что мы подозрительно выглядим, а потому, что так положено в регионах с особым режимом. Первым объектом Чечни для нас стал частный музей под открытым небом под названием «Донди Юрт», который находится в городе Урус-мартан. Подъехав к музею, мы увидели закрытые двери. Рядом, к счастью, оказалась местная автомобильная мойка. Узнав у них телефон и дозвонившись хозяевам получили добро на посещение. Встретил нас основатель музея Адам Сатуев со своей женой. Люди они оказались очень приветливые и вызвали у нас только положительные эмоции. Адам Сатуев является трехкратным мастером спорта международного класса по вольной борьбе, дзюдо, самбо, вторым призером России по рукопашным боям без оружия. В 1984 году попал в автомобильную аварию, получив тяжелые травмы. Адам рассказал нам, что музей он создал только благодаря стремлению к своей цели и поддержке жены. Для создания музея по словам Адама пришлось в свое время продать квартиру и машину, а потом много лет, даже во время войны, ездить по аулам и собирать всевозможные экспонаты. Музей представляет собой отстроенное древнее селение и занимает территорию в 30 соток.
В музее был воссоздан руками Адама комплекс башен и склепов, где чеченцы в древности хоронили своих предков, а также каменный дом, построенный по чертежам, найденным у немецкого путешественника. В каменном дворе дома расположена печь с навесом, на которой в давние времена женщины готовили пищу. Построена и трёхэтажная башня, в которой иногда живёт сам Адам. Адам назвал музей «Донди-Юрт» по своему прозвищу «Донда», которым назвала его бабушка в честь известного местного кузнеца. Таким образом, музей и получил название «Донди-Юрт», что означает «аул Донды». Адам и его жена рассказали нам, что в последнее время музей переживает не лучшие времена. Все приходится делать самим, так как платить людям за работу нечем и музей выживает только благодаря посетителям. Коллекция музея пополняется сейчас только благодаря добровольным пожертвованиям людей. За создание музея Сатуеву было присвоено звание «Заслуженный работник культуры ЧР», а в 2008 году музей посетил Рамзан Кадыров. Экскурсию по музею нам провел сам Адам. Музей нам очень понравился. Лично я хочу отметить в музее два экспоната:1.Очень странная плитас очень четкой гравировкой, похожая на те, что показывают в передачах про египетские пирамиды. Она сильно отличается от всех остальных плит с письменами, имеющимися в музее и увиденными нами вообще в Чечне. На вопрос, откуда эта плита, Адам ответил, что нашел ее где-то в горах. 2.Старенький велосипед, который Адаму подарил его друг. На этом самом велосипеде друг Адама доехал от Чечни до Мекки, о чем свидетельствуют прикрепленные к экспонату копии загранпаспорта. Сейчас этому мужчине за 70 лет и он, купив более современный велосипед, готовит кругосветку!!! По окончании экскурсии Адам подарил нам газету, в которой напечатана статья про музей. Попрощавшись, мы пожелали Адаму и его жене процветания в делах музея и сказали, что отправляемся дальше в Итум-Кали. Услышав это, Адам остановил нас и сказал, что там живет его хороший друг. При нас Адам позвонил другу, предупредил его о нашем приезде и написал нам номер телефона. Вот такое вот оно – кавказское гостеприимство!
Путь до Итум –Кали пролегал мимо потрясающих горных хребтов, всевозможных рек и водопадов, источников и старых крепостей, маленьких аулов и одиноко стоящих домов. Уже в середине пути мы поняли, что вернуться в Грозный сегодня нам не удастся. В Итум-Кали мы приехали к вечеру, но еще успели посетить местный краеведческий музей. Про Итум-Кали в двух словах не получится. Это небольшое село в горах является одним из самых удаленных сел в Чечне и находится в непосредственной близости с границей(недалеко от села находится погранзастава). Село имеет большую историю. Село основано Итоном, родоначальником тейпа Чентий. Итон первый осел в ущелье Аргуна, отстроил башню и стал жить здесь. По легенде он остановился на этом месте передохнуть с дороги, заснул, а когда проснулся рядом с его тростью паук сплел паутину, а ласточка начала вить гнездо. Итон подумал что это место будет для него благоприятным и решил остаться, женился на девушке из ближайшего аула. Отсюда и произошло название Итум-Кали (чеч. Итон-Кхaьл). Примечательно, что старинное селение Шулкаг, теперь в черте Итум-Кале, вероятно изображено на рисунке М.Ю.Лермонтова «Вид горского селения». Так же немаловажно отметить, что в селе Итум-Кали родился Магамед Узуев. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Казармы 333-го полка находились у Тереспольских ворот в Цитадели. Полк одним из первых принял удар врага. В первый же день войны, когда немцы прорвались в крепость, он обвязал себя гранатами и бросился в гущу наступающих. 19 февраля 1996 года Магомеду Яхъяевичу Узуеву было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Так же немаловажно отметить, что Итум-Кали находится в Аргунском ущелье и именно в этих местах шли большие бои в ту ужасную Чеченскую военную компанию. Село переходило из рук в руки и подвергалось постоянным атакам. Но не будем о грустном и о войне. Сейчас в Чечне царит мир и люди нам попадались только добродушные и гостеприимные.
Итак: мы посетили музей. Выйдя из музея мы набрали тот самый номер, который нам оставил Адам. В трубке раздался строгий, но добрый голос. Человек, находящийся на другом конце линии позвал нас к себе домой. Дом Вахи Исаева оказался по соседству от музея и нам не составило труда его найти. Войдя в дом, нас пригласили в просторную кухню, посреди которой стоял огромный стол. Ваха познакомил нас со своей женой Фатимой, которая уже накрывала на стол и дочерью Маккой (с остальными детьми мы только мельком виделись и познакомиться не успели). Позже к нам присоединилась бабушка, которая с большим интересом общалась с нами и рассказывала разные интересные вещи про Чечню. С отцом Вахи мы не познакомились, он человек в почтенном возрасте и ему требовался покой. В семье Вахи на сегодня (если мне не изменяет память) шестеро детей: 4 девочки и два мальчика. На момент, когда мы гостили в доме Исаевых, детей было пятеро, последняя девочка родилась чуть позже нашего отъезда, но уже находилась физически в этом прекрасном мире. После ужина Ваха предложил нам поехать на экскурсию по достопримечательностям Итум-Калинского района. Мы очень хотели посетить местный город мертвых, но поскольку этот объект находится в приграничной зоне, посещение пришлось отложить до лучших времен. Это не огорчило нас ни капли, так как Ваха нам показал намного больше. Мы проехали по всем окрестностям. Ваха показал нам Родовые башни, в одну из которых мы даже смогли зайти и подняться наверх.
Мы ездили на чистейший источник, находящийся в горах и набрали там воды. Ваха рассказывал нам про историю здешних мест, про своих Предков, про то, как он с детства помогал отцу. Проезжали мимо местных кладбищ. Для себя я заметил одну очень важную вещь в Чечне. Чем старше был памятник архитектуры или фреска на крепости, тем больше на них было солярных символов. Истории, рассказанные Вахой очень впечатлили. Этот человек помнил всех в своем немаленьком Роду. К ночи мы вернулись домой и еще долго сидели и беседовали о разных вещах. Фатима рассказывала нам про местный быт, о том, как тут живут, чем занимаются. Ваха рассказывал про свою семью и Предков. Было интересно слушать этих людей и узнавать ближе их быт. Наутро мы посетили местный базар, где приобрели парочку колоритных платьев и платков. Мою жену, во время всего нашего пребывания в Чечне, сильно поражало то, как умеют одеваться и «подавать» себя женщины Чечни. Это нужно увидеть! Даже в таком отдаленном районе, как Итум-Кали, все женские наряды идеально подобраны по цветовой гамме с платками на голове и по-дизайну, подходящему к особенностям фигуры. В походке читается достоинство и смирение (но смирение не через слабость или унижение, а через внутренний покой и силу). Никаких сутулых спин и глаз направленных вниз, они все буквально «несут» себя с гордостью и достоинством! Попрощавшись с семьей Исаевых, мы отправились в Грозный.
Грозный встретил нас чистейшими улицами, широкими проспектами, зелеными аллеями и красивыми небоскребами. Люди в Грозном приветливые, в глазах у всех позитив. За день пребывания в Грозном нами не были замечены курящие, пьющие, ругающиеся или мусорящие личности. К кому бы мы не обратились, все готовы были помочь и рассказать, как попасть в то или иное место. Меня больше всего поразил книжный магазин в «Доме книги» (жаль, что совсем недавно этого магазина не стало из-за спецоперации по обезвреживанию террористов). В этом магазине мы смогли найти все, начиная с правильного воспитания детей в чеченской семье до качественного репринта «Очерков арийской мифологии». Узнав, что мы гости издалека, продавщицы магазина подарили нам на память кружку с видами на город. В Грозном было еще много удивительных историй, но подробно их на бумаге изложить трудно, так как читающий не видит наших эмоций.
После Грозного была дорога обратно, через Ингушетию и Осетию, через рынки шерсти и пуха в Кабардино-Балкарии. Мы поднялись на 4800 метров на Эльбрус(дальше одним днем нельзя, кислородное голодание), посетили пляжи Сочи, гору Кичмай и 33 водопада, тюльпановое дерево, Лазаревское, можжевеловые заросли Утриша (где познакомились с отличными ребятами из Сима Челябинской области, Андреем и Галиной), руины Танаиса, гуляли по Ейску… Но это уже совсем другая история.
Спустя немалое время с той поездки мы до сих пор вспоминаем те полтора дня, проведенные в доме у Вахи. Вспоминаем, как Ваха рассказывал о традиции почитания предков, о том, как было трудно во время войны, вспоминали разговор с бабушкой, добрые беседы с женой Фатимой и ее сытные угощения. Очень приятно удивило то, с каким уважением молодежь относится к старшим. Каждый раз, когда мы проходили мимо детей, они вставали и как в школе приветствуют учителя, так они приветствовали нас. Позже Фатима рассказала нам, что так воспитывают всех с детства и такие вещи тут привычны для всех. Сейчас мы поддерживаем связь с этой семьей благодаря сети интернет. С большим трудом, но удалось найти страницу «ВКонтакте» Макки, старшей дочери. Хочется пожелать этой семье счастья и благополучия, а так же поблагодарить за столь теплое и душевное гостеприимство. Мы рады, что на Чеченской земле воцарился мир, пусть напряженный, но мир. Поездка в Чечню показала нам другую сторону медали, не ту, которую нам пытаются навязать, а ту, где мы увидели быт настоящей чеченской семьи в настоящем чеченском селении. Быт семьи, которая, не зная о нас абсолютно ничего, приютила у себя. Да и вообще, во всей Чечне мы не увидели ни единого косого взгляда в нашу сторону, не услышали ни одного дерзкого слова, а видели только радость, гостеприимство и доброту. Не побывав в Чечне, нельзя судить о народе. Стоит лишь сесть и поехать…
«Поколесим»(с)