Мрамор для Северной столицы
Среди удивительных жемчужин карельского края Мраморный каньон в Сортавальском районе занимает особое место. Здесь, в чистейших грунтовых водах с ажурными скалистыми берегами, отражаются стены Исаакиевского и полы Казанского соборов, подоконники Зимнего и окна Мраморного дворца, фасад Инженерного (Михайловского) замка и подземные залы станций Петербургского метрополитена Приморская и Ладожская. Архитектор Огюст Монферран лично отбирал здесь камень для облицовки главной доминанты Северной столицы. После этого за работу брались каменотесы, которые отпиливали от скал огромные глыбы, затем эти блоки тащили на лошадях в поселок Хелюля, а оттуда через Ладожское озеро их отправляли в Санкт-Петербург, где уже разделывали на облицовочные плиты. Это священное место для петербуржцев и всех влюбленных в самый прекрасный город на Земле.
Месторождение карельского мрамора близ небольшого поселка Рускеала стало известно благодаря пастору-краеведу, члену Вольного экономического общества, российскому учёному-естествоиспытателю, минералогу, писателю, первооткрывателю Самуилу Алопеусу. Именно он оказал неоценимую помощь мастеру Андрею Пилюгину из Императорской академии художеств, по указанию Екатерины ІІ в 1765—1767 годах посланного на поиски надежного материала для строительства каменного Петербурга. Тотчас же в долине реки Тохмайоки были устроены пять карьеров, в которых взрывным и буровым способом добывался мрамор четырех оттенков: пепельно-серого, серо-зеленого, белого с серыми прожилками и бело-сине-серого цветов. В первые годы в работах были задействованы до 500 человек местного населения. Рускеальский мрамор использовался для сооружения значимых зданий Санкт-Петербурга и дворцовых пригородов.
Со временем в окрестностях были основаны вододействующий пильный и шлифовальный завод и организации производства извести из осколков мрамора. В 1846 году количество рабочих достигло 800 человек. За все время своего существования находясь на приграничной территории карьер попеременно принадлежал нескольким народам.
В годы Второй Мировой войны, с 1939 по 1947 годы, карьер не действовал. Возобновленное мраморно-известковое производство продолжалось до начала 1990-х годов. На заводах производилась небольшая добыча мрамора в блоках, а также мрамора для производства извести, декоративной крошки, известковой муки и щебня разных фракций. После заполнения гигантской чаши грунтовыми водами в 1998 году главный карьер мраморных ломок принят на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия. А в 1999 году уникальный в Европе, единственный в России и первый в Карелии памятник горному делу включен в международный туристский маршрут «Голубая дорога».
В 2010 году в Рускеале проходила значительная часть съёмок фильма "Тёмный мир".
Несмотря на то, что в настоящее время большая часть карьеров заброшена и затоплена, в некоторых из них продолжается добыча камня для разного рода промышленности. Вокруг самого красивого Мраморного озера силами увлеченных экскурсоводов и краеведов всего за два года обустроен Горный парк. Для широкого посещения Горный парк был открыт 19 мая 2005 года. Историк Грибушин буквально заразил представителей турфирм северного Приладожья идеей познакомить всех желающих с традициями шведских, финских, русских и карельских каменотесов. С территории будущего парка было вывезено несметное количество мусора и металлолома, со скал стерты множество различного рода надписей. Приходилось восстанавливать послевоенные упадок и запустение. Стараниями предпринимателей энтузиастов были воссозданы старые штольни, проведено освещение, проложены дорожки, установлены лестницы, скамейки и прочие удобства, устроены смотровые площадки. Кроме прогулок вокруг главного озера среди узорчатых скал в обрамлении великолепного карельского леса туристов ждут совершенно безопасные экскурсии по целой системе подземных горизонтов бывших рускеальских каменоломен, соединенных вертикальными шахтами. Любители драйва и острых ощущений в каньоне Рускеала тоже найдут себе занятие по душе. Прямо над поверхностью воды между его отвесными стенами натянуты тарзанки. Экстремалы могут в полной мере почувствовать дух свободы и повышенного адреналина стремительно пролетев с одного берега на другой. Незабываемое удовольствие дарят катания на 2-местных лодках или 10-местных плотах по прозрачной бирюзе водной глади в окружении живописных скал. Под нависающими рисунчатыми сводами спрятаны уединенные гроты с удивительной и неповторимой панорамой карельского пейзажа из прозрачных мраморных недр. Но обзор с высоты крутых берегов озера завораживает не меньше.
Совершенно невероятное ощущение испытываешь стоя на краю вертикального колодца уходящего в мраморную толщу. Здешним камням миллиард девятьсот миллионов лет! Кажется, будто стоишь на самой глубине древнего моря и видишь вокруг себя донные отложения протерозойской эры. Под ногами еще полкилометра мрамора, а вся площадь мраморной линзы вокруг составляет около 10-15 километров. Взглянув вниз, замечаешь, что там также проложены дорожки и гуляют люди.
Через несколько минут и ты стоишь у входа в гигантский мраморный туннель.
Словно из глубины ушедших эпох смотришь из вертикального колодца на проплывающие в небе облака.
Неожиданно начавшийся мелкий дождик совсем некстати. Спешим укрыться под пологом густого леса.
Пройдя под мраморной "головой Екатерины" оказываемся над темнеющей бездной гигантского Подземного озера.
Вокруг него в полумраке виднеются лабиринты пешеходных дорожек. Дождь, тем временем, припустил.
На границе горного парка и действующего мраморного завода есть таинственный ледяной провал. Как рассказывают местные жители, в результате сильных взрывов в соседнем карьере образовалась впечатляющее овальное отверстие двадцать на тридцать метров. Новый провал ведёт в центр выработки, периметр которой на сегодня составляет примерно полкилометра. С основной частью нынешнего парка эту подземную полость некогда связывали сухие штольни. К сожалению, все ходы сейчас зававалены каменными глыбами. В провале особый микроклимат. Благодаря эффекту "холодного мешка", лёд в дальних частях выработки почти не тает даже летом.
Посещение гигантской воронки оставляю на следующий раз и вдоль умытых теплым летним дождиком тропинкам направляюсь дальше к озеру имени знаменитого архитектора - того самого, который не раз приезжал в эти края, выбирая материал для очередного искусного шедевра.
После дождя изумрудный мох удивительно контрастирует с темными скалами.
Пройдя над кромкой противоположного берега Мраморного озера я остановилась у озера Монферрана.
Кроме величественного Исаакия, в памяти всплывает образ другого известного творения гения-автора - знаменитая колонна на Дворцовой площади.
Над Мраморным каньоном снова начинается дождь и надо спешить укрыться в автобусе.
Продолжение следует.