Выставка цвета граната
Параджанов одним из первых среди снимающих художников и рисующих режиссеров полностью отверг нарратив и превратил свое кино в «песню без слов», обозначив пределы нового для своей эпохи жанра – на грани видеоарта. Роль этого художника в истории искусства становится постепенно понятной только сейчас, спустя почти четверть века после его смерти. Феномен Параджанова будет раcкрыт в Государственной галерее на Солянке совместно с Музеем Сергея Параджанова, главным архивом и хранилищем шедевров мастера. Выставка пройдет при поддержке легендарного армянского коньяка «АрАрАт»: он знает все истории Параджанова и расскажет их при помощи друзей и соратников великого и прекрасного Серго.
Как и заведено на Солянке, пространство Параджанова построено в четком соответствии с границами его творчества — рукотворного и кинематографического. Более 30 объектов для выставки предоставил Музей Сергея Параджанова в Ереване, большая часть которых прежде не выставлялась в Москве. Важное место на выставке отведено фильмам: посетители увидят киношедевры «Тени забытых предков», «Цвет граната» («Саят-Нова»), «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-Кериб» и др. Не меньшее внимание «Выставка цвета граната» уделяет «мифам и легендам», спровоцированным самим Параджановым еще при жизни и получившим удивительное продолжение уже после смерти художника, который сам себя называл «армянином, родившимся в Грузии и сидевшим в русской тюрьме за украинский национализм».
Зрители увидят рукописные материалы, документальные фильмы, коллажи, прежде не покидавшие Армению, а также редкие экспонаты из коллекции московского Музея кино. Рассказывать о режиссере на протяжении всей выставки будет Фестиваль Параджанова. В экспозицию войдут и малоизвестные фотографии Юрия Мечитова — ученика и хроникера Сергея Параджанова: он когда-то заявил молодому грузинскому фотографу «Хочешь стать великим — снимай великих. Снимай меня». Совет стал предсказанием: Мечитов широко известен не только как автор иконических изображений Параджанова — но и совершенно самодостаточный художник.
Проект Параджанова продолжает линию выставочных хитов, среди которых «Бриллианты Хамдамова» (2010) и «Тарковский. Space» (2012), по сути начавших разговор о жанровых пределах и о природе жанра – о том самом кино, которое с равным успехом можно показывать в кинотеатре и в музее. В этом контексте, полагают кураторы выставки — киновед Вячеслав Шмыров, художник Катя Бочавар и директор Музея Сергея Параджанова в Ереване Завен Саркисян, невозможно оставаться в рамках традиционного исторического или кинематографического пространства. Поэтому рядом с Параджановым на «Выставке цвета граната» возникнут не только имена Тарковского, Пазолини, Феллини, Гринуэя или Киаростами, но и не столь хорошо знакомые российскому музейному зрителю работы современных видеохудожников, собранные куратором Дарьей Хан, — Алии Саед, Теджал Шах, Алмагуль Менлибаевой, Таус Махачевой и Дерека Джармана.