Ансамбль церквей Богоявления Господня и Казанской иконы Божией Матери
Мнение посетителей
Описание
Последним по времени типом храмов позднего средневековья являются так называемые ярусные церкви, в которых два - три, реже четыре архитектурных объема поставлены друг на друга. Наиболее интересным примером церквей этого типа, сохранившихся в Тульском крае, может служить Богоявленская церковь на Красной площади в Веневе. Сведения о ее построении весьма скудны, во многом вполне неясны, а порою и противоречивы. Дореволюционная литература воздерживалась от датировки памятника, ограничиваясь досадной фразой: когда и как церковь была построена, не известно, дополняя это как бы в утешение словами: «Церковь вместе с колокольнею очень древней архитектуры».
Судя по архитектурным формам и декоративным деталям, храм можно было бы уверенно датировать самым рубежом XVII— XVIII столетий, не будь некоторых обстоятельств. Как, мы, уже знаем из описания единственного в Тульском крае гражданского здания эпохи позднего средневековья — так называемых Каменных палат в Веневе, в Тульском областном архиве хранится записка о монастырях Тульской губернии. В ней, в частности, сообщается: «Каменная церковь во имя Богоявления, когда была построена, не известно. В 1766 году была разобрана за ветхостью и выстроена вновь строителем веневским купцом Иваном Бородиным с прихожанами; колокольня каменная, вновь строенная и неоконченная». Стоит заметить, что Бородин был старостой одной из веневских богатых церквей.
Сведения, сообщаемые в записке, нельзя понимать дословно: Бородин, вероятно, провел очередной ремонт церкви, может быть, даже разобрал и заменил некоторые наиболее обветшавшие части, но о полной разборке капитального здания церкви не могло быть и речи. Да и восстанавливать древнерусские архитектурные формы во второй половине XVIII столетия никто бы уже не стал.
Просторные двухъярусные церкви, полные света и.воздуха, нравились прихожанам и сразу же нашли широкое признание. План Богоявленской церкви повторяет обычную схему — к собственно церкви примыкают: с востока — аспида (алтарный выступ), а с запада — трапезная, в которой служили зимой и в студеную пору; высокую двухъярусную церковь не нагреешь.
В архитектуре храма сочетаются формы конца XVIII столетия с более пышным декором наступившего нового века. Углы первого яруса оформлены пучками колонок, углы восьмерика подчеркнуты узкими жгутиками; оконные проемы украшены богатыми наличниками, уж слишком пышными для рубежа двух столетий. Богатые порталы украшают вход в церковь. Восьмерик, второго яруса увенчал граненым фонариком и луковичкой главкой; в верхней его части протянут декоративный пояс из лепных раковин и розеток.