Армянская церковь Сурб Никогайос
Мнение посетителей
Описание
(c) Соловьева Евгения
Своим расцветом в средние века город Гезлёв обязан Османской империи. Захватив в 1475 г. Крымский полуостров, турки закрепляются здесь, располагая в ключевых точках свои крепости и гарнизоны. Гезлёв стал крупнейшим османским портом и одним из торговых центров полуострова. Однако кроме мусульман издавна населяли его и другие народы, представители разных вероисповеданий.
Селились обычно общинами, каждый в своем квартале. Посетивший в 1766 г. город турецкий путешественник Эвлия Челеби упоминает увиденный им квартал «армянских неверных». Запомнился он благодаря церкви — Челеби так и записал в своей «Сейахатнаме»: «имеется у них одна красивая церковь». Из чего стоит предположить, что здание было каменным, а это немало по тем временам, ведь даже многочисленная община караимов довольно долго не имела в городе своего храма. Правда, жили армяне за городской стеной неподалеку от Одун-базар (Дровяных ворот) — это место считалось уже городским предместьем.
К сожалению, до наших дней восхитившая турецкого путешественника церковь Святого Николая (Сурб Никогайос) не сохранилась. Виной тому события русско-турецкой войны 1735-1739 гг., когда в 1736-м генерал-фельдмаршал Б. Миних штурмовал Гезлёв. Покидая крепость, турецкий гарнизон поджег строения в христианских кварталах города. Адъютант Миниха капитан Г. Манштейн в своих мемуарах писал, что "нашёл городские ворота отворёнными, а предместье в пепел превращенное". В ответ русские «огнём и мечом» прошлись по татарской части города, разрушив дома и храмы. Спустя пять дней армия фельдмаршала оставила Гезлёв; вернувшиеся назад татары заняли сохранившиеся здания, в том числе и армянский храм. Окончательно не установлено, но согласно одной из версий его фундамент стал основой текие дервишей.
Армянам пришлось спешно строить новую церковь. Она была деревянной и находилась
неподалеку от прежней. Здание временного храма освятили, в нем начались богослужения, а вот закладка каменного фундамента долгое время откладывалась по разным причинам. В1778г. по указанию Екатерины II начались массовые отселения христиан из Крыма, в том числе под него попали и последователи армяно-григорианской ветви этой религии. Согласно документам, из Козлова (русский вариант названия Гезлёв) на Азов выселили 1304 армян. Но наиболее зажиточная их часть, занимавшаяся торговлей, к концу столетия возвращается назад, считая обжитые ими ранее территории более прибыльными, а власти города этому не возражают.
В 1817 г. армянская община начинает сооружение нового здания храма на месте деревянной церкви. К сожалению, община была небольшой и средств не хватало (кое-кто из документалистов, впрочем, винит в этом скупость прихожан). Строительство затягивалось, точное время его окончания неизвестно. В 1825г.армянский путешественник, этнограф Минас Бжишкян обнаружил здесь общину из90армянскихдомовснедостроеннойцерковьюсв. Никогайоса, «воздвигнутую величественно на широких арках; церковь имеет три двери и колонный двор;но до сих пор остается без крыши;армяне богослужениепроводятвчасовне». Документальные свидетельства показывают, что здание не успели закончить ни к 1836 г., ни даже к 1850 г. И только изданная в 1888 г."Справочная книжка города Евпатории и его уезда" сообщает:"Внек репости находился квартал армян и Церковь св. Николая,сожжённая татарами,затем была выстроена деревянная,вместокоейв1817годубылазаложенакаменнаястремявратами".
Именно это здание и сохранилось до наших дней — классическая купольная базилика, построенная в византийском стиле из белого сарматского известняка. Входов в церковь действительно три — на запад (центральный), на север и на юг, алтарная же восточная сторона завершается полукруглой апсидой. Все церковные врата оформлены арочным сводом, в центре которого выступает замковый камень. По бокам от дверей вырезаны пилястры, поддерживающие выступающий фриз с еще одной полукруглой «ложной» аркой. Над каждым из входов на четырех колоннах возвышается портик, с западной стороны он выше остальных: здесь укреплялись колокола звонницы. Венчает храм восьмигранный барабан с традиционным армянским крестом.
Интересно освещение церкви — два ряда окон по фасаду имеют разную форму: нижний ряд прямоугольных с наличником проемов, забранных решеткой, а верхний — круглых с крестообразным переплетом. На восточном фасаде в арочной нише окна вырезан хачкар — стела с изображением расцветшего креста — классический культовый символ армян.
Изначально внутри храм покрывали фрески; к сожалению, довольно долго здание использовалось под складские нужды, и вся роспись оказалась утраченной, невозможно разглядеть даже очертания изображений, поэтому после реставрации стены начисто побелили, что создало впечатление простора и света. Не сохранилась и черепица на кровле здания — сейчас ее заменяет шифер.
Позади церкви находились подсобные постройки, вокруг храма рос фруктовый сад, кроме того, по словам старожилов, для детей была организована церковно-приходская школа.
Культовое сооружение действовало в Евпатории вплоть до Октябрьской революции 1917 г., впоследствии храм у прихожан отобрали, приспособив под хозяйственные нужды. В середине 90-х годов ХХ в. силами армянской общины в Евпатории церковь Св. Николая восстановили и используют по назначению, также здесь открыта воскресная школа.
Несколько интересных фактов.
Во время Крымской войны 1853-1856 гг. Евпатория находилась под контролем союзных войск. В армянской церкви расположился на постой французский гарнизон. Солдаты не удержались от того, чтоб не оставить на стенах свои «автографы», нацарапав их штыками. После войны прихожане заново оштукатурили всё здание, стерев следы пребывания вражеской армии, но во время реконструкции храма (уже в ХХ в.) на стене проступили имена «постояльцев» и дата – «1855 год».
Евпаторийская церковь Святого Николая - копия другого армянского храма Сурб-Саркис (Святого Сергия), установленного в Феодосии. Интересен он тем, что в нем крестился, венчался и был отпет великий художник-маринист И.Айвазовский.
А совсем недавно, 30 ноября 2013 г., во дворе перед церковью состоялось открытие хачкара. Каменная стела с изображением покрытого растительным орнаментом креста (так называемый «цветущий» крест, как животворящий символ в отличие от креста, символизирующего орудие наказания) является культовым сооружением армян, которое своей историей восходит к древним каменным менгирам эпохи Урарту.
Хачкары устанавливают вблизи исторических мест, храмов, часовен в ознаменование каких-либо важных событий. Евпаторийский «крест-камень» установлен в честь 195-летия церкви Св. Николая; освящение его и праздничный молебен провел архиепископ Украинской епархии Армянской Апостольской Церкви Григорис Буниатян. Считается, что каменные кресты способны предотвращать или укрощать стихийные бедствия и исцелять недуги. С ноября 2010 г. искусство их создания внесено в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества.