Балка Таш-Аир
Мнение посетителей
Описание
(c) Бардаш Валентин
Чуть дальше от Алимовой балки в сторону Предущельного находится узкая, извилистая балка Таш-Аир. Она наиболее известна как местонахождение большого количества древних росписей. Прямо у входа, над тропинкой, нависает изогнутая скальная полка длиной почти семьдесят метров, прикрытая сверху выступом. Здесь и находится «панно Таш-Аира».
Название балки, скорее всего, происходит из-за нескольких крупных камней, лежащих у самого устья. Топоним Таш-Аир означает «Камень отделился» .Есть мнение, что правильно будет Таш-Аер, но на картах зафиксировано через «и». У И. Белянского упоминается ещё один вариант, Таш-Чаир – каменный или каменистый сад. Если немного углубиться в балку, то на её склонах, и правда, можно найти плодовые дички. Дело в том, что чаирное садоводство как раз и заключалось в обихаживании изначально диких яблонь, груш и других деревьев.
В гротах Таш-Аира располагались стоянки эпохи ранней бронзы, III-IIтыс. до н.э. Однако при раскопках были вскрыты слои, соответствующие временам от позднего палеолита до XVIв. В средневековье строения, согласно археологическим данным, составляли некий комбинированный скально-архитектурный комплекс. Опирая балки в выемки, люди строили навесы и крыли их черепицей. Главной достопримечательностью, до сих пор доступной к обозрению, являются наскальные рисунки, выполненные охрой. Открыл их Д. А. Крайнов в 1935 г. Изучению комплекса помешала война. Только в 1957 г. учёный смог продолжить исследования. Результатом стала монография «Пещерная стоянка Таш-Аир I как основа периодизации послепалеолитических культур Крыма». В настоящее время данная местность относится к комплексу Бахчисарайского историко-культурного заповедника.
Таш-Аир I это собственно и есть навес с прилегающей к нему территорией. Стоянка Таш-Аир II находилась немного дальше в балке, в месте, где сейчас поляна с родником на краю леса. Низ культурного слоя датируется т.н. мадленской культурой, существовавшей в период с XV по VIII тыс. до н.э. Уже в те времена человек начал одомашнивание волчьих предков собаки, наблюдаются первые разделения по породам и, очевидно, специализациям – охота, охрана и др. Тогда же зафиксировано появление первых по-настоящему одомашненных свиней, коз, появляются следы содержания крупного рогатого скота.
Расцвет Таш-Аира, по археологическим данным, пришёлся на времена развитого неолита, непосредственно предшествовавшего раннему бронзовому веку, то есть в т.н. мегалитическое время (IV - IIIтыс. до н.э.). В дальнейшие периоды роль этого поселения постепенно и постоянно снижалась. Между тавро-скифским (кизилкобинским) и раннесредневековым культурными слоями практически ничего нет. Это говорит о длительном периоде заброшенности.
Как раз в эпоху, когда совершался переход от энеолита к ранней бронзе, и были созданы наскальные рисунки. Изначально панно занимало площадь около 15 кв. м. Но ещё Крайнов застал его в сильно повреждённом состоянии – время, эрозия и человеческое влияние не пощадили памятник. Тем не менее, сохранилось более 30 изображений. Здесь есть тамгообразные знаки, солярный крест, сценка, похожая на хозяйственно-бытовую зарисовку, нечто, напоминающее эпизод на охоте, и другие элементы, определить посыл которых сейчас невозможно. Крайнов считал, что здесь неизвестные художники сохранили повествование о столкновении местных жителей и вторгшихся в Горный Крым степных племён.
Но гипотез о смысле и датировке рисунков множество, включая самые экзотические. Выдвигались даже предположения, что это панно служило наглядным пособием, своеобразным учебным «каменным плакатом». Рисунки в находящейся «через дорогу» Алимовой балке, однозначно выполненные во времена меднокаменного века, по композиции очень близки. Скорее всего, не стоит множить сущности. К сожалению, из-за обычая смачивать рисунки Таш-Аира для контрастности водой, они скоро могут совсем исчезнуть. Влажный известняк при высыхании шелушится, частицы охры просто отпадают вместе с микроскопическими чешуйками.
Сама балка Таш-Аир продолжается на север примерно на полкилометра, после чего загибается на восток и возле горы Караул-Тепе выходит на плато Качи-Кальона. В ней есть три родника. Тот, который стоит у дороги, в устье балки, оформлен в традиционный для подобных источников фонтанчик - «чокрак». Его восстановили в 2004 году, сохранив принятый исторический стиль.
Есть сведения, что как отдельной родник, он существует более двух тысяч лет. Вода содержит много растворённого кальция, и вкусная только пока не нагрелась. В нескольких минутах ходьбы расположен ещё один, довольно мощный, из него порой даже накачивают воду в расположенные над обрывом дома. Напротив источника есть небольшой скальный навес, под ним можно устроить укрытие для ночлега. Третий находится возле поворота балки. Все они круглогодичные и с приличным дебетом.