Базилика VI-X веков
Мнение посетителей
Описание
(с) М. Жиркова
Базилики на территории Херсонесского городища практически не сохранились, время стерло их почти до основания, оставив лишь фундаменты да кое-где остатки стен. Но они играли важную роль в жизни города на протяжении всех этапов его развития.
Древние греки использовали базилики для поклонения своим богам.Пришедшие после них римляне переняли этот тип строений и приспособили для своих целей, разбирая судебные тяжбы и заключая торговые и имущественные сделки в старых святилищах. После того, как Херсонес отошел под влияние Византийской империи, господствующей религией стало христианство. Нужда прятаться по пещерным храмам для исповедующих Христа отпала, потребовались помещения, куда можно собрать для богослужения большое количество народа – и базилики стали исполнять роль христианских храмов.
Базиликой называют здание прямоугольной формы, внутреннее помещение которого разделяется на несколько частей-нефов с помощью колонн. Средняя часть выше боковых, перекрытия либо стропильные, либо сводчатые. Одна из стен центральной части, как правило, в плане образует полукруг. Вот эти-то каменные полукружья фундаментов базилик и есть то, что можно видеть сейчас.
Простота конструкции и легкость ее варьирования, позволяющая создавать на одной основе храмы различного вида, сделала базилики основным архитектурным типом в Византии, а также ее провинциях, в том числе в Херсонесе. В VI-VII вв. началось массовое возведение храмов, которые возникали практически в каждом городском квартале или, по крайней мере, районе. Херсонес и в средние века сохранял античную планировку – узкие улицы пересекались под прямыми углами, поэтому для нового строительства приходилось иногда устраивать серьезную перепланировку, ведь места они требовали довольно много.
Архитектура храмов постепенно усложнялась, дополняясь снаружи портиками, пристройками, галереями, крещальнями, нартексами (что-то вроде сеней в русской избе), экзонартексами (открытыми верандами). Однако в основе оставался зал с полукруглой апсидой, имеющий вытянутую форму. Средневековая базилика представляла собой целый комплекс, включающий храм с пристройками, помещение для крещения (баптистерий, или крещальня), а также усыпальницу, хозяйственные и даже жилые помещения.
На территории городища Херсонес открыто 15 базилик, самые ранние датируются V в., поздние – XI в. Большинство же выстроено в VI-VII вв. во время массового возведения византийских христианских храмов. 12-ть из них – это трехнефные, эллинистического типа. Они являлись центрами храмовых комплексов. Небольшие храмы, имеющие один неф и одну апсиду, ставились над могилами мучеников как памятники.
Уваровская базилика
Предположительное время постройки – VI в. н.э. Считается, что базилика была главным культовым сооружением Херсонеса, и посвящалась апостолам Петру и Павлу.
Это самый крупный из древних трехнефных храмов, имеющий длину около 50 м, ширину – 22 м. Открыли ее в 1853 г., когда раскопками руководил граф А.С. Уваров. Вот какое описание находки он дает: «Все базы колонн сделаны по одному рисунку, в капителях же … большое разнообразие. Некоторые капители по правильности рисунка и верности ордера относятся к эпохе, когда еще процветало искусство чисто греческое. Другие же, сделанные в виде опрокинутых трапеций с крестами ... явно принадлежат эпохе Византийской. … Алтарный помост и красивая в одну ступень солея у амвона сделаны из беломраморных плит…»
Война и отсутствие надлежащей охраны сделалисвое дело, и к 1905 г. от всей этой красоты не осталось следа. «В настоящее время базилика представляет крайне убогую развалину», - сообщает Д.В. Айналов в своем труде «Памятники христианского Херсонеса» (1905).
С южной стороны храм имел галерею, перед крытой верандой (экзонартексом) – двор с фиалом (фонтаном) и крытыми галереями по сторонам. Двор возле храмового здания обладал особыми функциями – тут собирались перед молитвой, совершали омовения, обращались к целителям, находили убежище от преследования, обсуждали новости, цены на еду и вино, проводили различные обряды. Уваровская базилика обладает самым большим двором в Херсонесе, что однозначно указывает на ее главенствующую роль.
Внутри храмового помещения нефы разделялись колоннами из мрамора, двумя рядами по 11 в каждом. Покрывала строение двускатная черепичная крыша на стропилах. Мозаичные полы в притворах и мраморные в центральном нефе служили дополнительным украшением. Сейчас от апсиды главного нефа осталась только южная часть – остальное рухнуло в море, а мраморное убранство храма уничтожила французская армия в годы Крымской войны 1853 – 1856 гг.
Только в Уваровской базилике есть амвон – возвышение в центральном нефе, на которое поднимались священники для проповеди. В остальных эту роль выполняла приподнятая часть пола перед алтарной апсидой – солея.
Неподалеку от центрального храма находился баптистерий, открытый в 1876 г. Судя по размерам купели, она рассчитана на крещение не только детей, но и взрослых, обращенных в новую веру. В этом баптистерии, предположительно, принял крещение князь Владимир.
В X в. здание подверглось капитальной перестройке, промежутки между колоннами заложили кирпичом, собственно храм уменьшился в размерах до центрального нефа и стал усыпальницей для почетных граждан и священнослужителей. Двор утратил свое значение и пошел под хозяйственные нужды: в нем устроили цистерны для сбора воды и печь для обжига.
В 1970 г. на комплексе Уваровской базилике выполнили консервационные работы.
Базилика в базилике
Комплекс открыт К.К. Косцюшко-Валюжиничем в 1889 г. Тут сразу две постройки разного времени: одна, побольше, выстроена в VI в. и разрушена в X в. Вторая, совсем небольшая, конца X в., разрушенная в конце XIV в., уместилась в центральный неф своей предшественницы. Строители использовали древнюю базилику как основание для новой, а в качестве строительных материалов в ход пошли мраморные детали и части колонн разных развалин.
Большая базилика имела красивейшие мозаичные полы, по которым кусочками смальты, мрамора, разноцветных известняков были выложены не только геометрические орнаменты, но и различные христианские символы – птицы, круги, ромбы, якоря. У входа в центральную часть храма сохранилась часть надписи на греческом языке, призывающая к прославлению Бога.
Полы в позднейшем храме сделали мраморными, уничтожив часть мозаики, а на устройство престола пошла колонна древнего храма.
В северной части располагалась открытая галерея, от которой сохранились основания колонн, а в южной – часовня-усыпальница.
Храм VI в. служил, по предположению ученых, баптистерием- во время литургии тут проводилось таинство крещения. Храм X – XI вв. имел уже другое предназначение – здесь хоронили влиятельных вельмож и зажиточных горожан. В XIII в. рядом с основным зданием выросли деревянные строения, скорее всего, служившие для торговли, но не прошло и ста лет, как они сгорели, обрушился и сам храм. На этом закончилась и его история, и история города.
В начале семидесятых годов прошлого столетия провели исследовательские работы, в ходе которых мозаики законсервировали новыми методами, что позволило не убирать их под крышу, а оставить на месте.
Базилика 1935 года
Храм открыт в 1935 г. советскими археологами под руководством Г.Д. Белова. Это обычная для города трехнефная базилика, прямоугольная в плане, разделенная внутри двумя рядами мраморных колонн по шесть в каждом. Размеры ее средние – 32.5 х 18.5 м, на восток направлена полукруглая апсида. Полы среднего нефа вымощены мрамором, боковых – украшены мозаикой. Стены храма украшали фрески, которые после реконструкции перенесли в экспозицию музея.
Постройка датируется VI в., причем, скорее всего, фундаментом для нее послужил более ранний храм. В X в. базилика была разрушена, и в ее середине поставили небольшую часовню, точно так же, как в «Базилике в базилике».
Эта схема, применяемая на многих объектах – «вписывание» небольших новых построек в масштабные прежние – заставляет предположить, что далеко не все тайны древнего города раскрыты учеными. Почему примерно в одно время исчезают постройки V – VI вв. и их место занимают новые, значительно более скромные по размерам и отделке? Возможно, тому виной землетрясение, разрушившее кладку, а времени и средств на восстановление зданий в прежнем облике не нашлось? Много работы предстоит проделать археологам, чтобы узнать об этом.
А пока ученые спорят о времени постройки различных частей строения и их предназначении, посетители фотографируются на развалинах самой романтичной и фотогеничной базилики Херсонеса. Ряды белых колонн на фоне синего неба стали символом музея-заповедника, да и самого древнего города.