Всего в Смородине 130 248 объектов и 12 027 участников

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
Путешествия по России

Благовещенский мужской монастырь

Рейтинг oбъекта: 0

Мнение посетителей

Монастырь

Республика Крым, Бахчисарайский район
Широта: 44.59 (44° 35' 24" N)
Долгота: 33.8025 (33° 48' 9" E)
Полнота информации
100%
Добавил: Олег Николаев

Описание

(c) Жиркова Мария

Возле южного обрыва мангупского плато высится деревянный крест. От него в расщелину резко вниз уходит тропка, которую так и хочется назвать «козьей», настолько она крута и неудобна. Впрочем, не так давно там появились перила и даже деревянные ступеньки в особенно трудных местах. Это позаботились о паломниках монахи Благовещенского мужского монастыря, с 2002 года по благословению митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря обживающие средневековый пещерный комплекс в южной стене горы-останца Баба-Даг, или Мангупа.

Чтобы попасть в эти пещеры, придется или подняться из долины на высоту приблизительно 210 м, или на 20 м спуститься с плато. Оба пути затруднительны, но это не останавливает поток верующих, стремящихся попросить о помощи местную святыню — икону Божьей Матери «Скоропослушница» и испить воды из вновь обретенного Богоявленского источника, которая, по словам местных насельников, обладает целительной силой. По воскресеньям и церковным праздниками здесь проводят службы, а 2 октября особо отмечают день памяти преподобного Кассиана Угличского, ведь он принадлежал к правящей династии Феодоро, и в поминаниях его называют Кассианом Мангупским.

Дата основания монастыря неизвестна. Православные историки полагают, что первый пещерный храм и кельи появились здесь в VI в., по мнению других ученых это могло произойти во времена иконоборчества (VIII в.), когда тем, кто не решился отказаться от почитания древних икон, пришлось уходить в пещеры, скрываясь от преследований византийских патриархов. Археологическими раскопками пока не удалось подтвердить эту дату, ее принимают на основе письменных свидетельств. В то же время расположение монастыря вне стен города может говорить о том, что появился он позднее, в более мирное время, называют даже первую половину XV в. (по Ю. Могаричеву). Впрочем, кто населял монастырь, сколько он просуществовал и когда разрушен – ответов на эти вопросы у историков сегодня нет. Поэтому в археологии принято называть его «монастырский комплекс на южном склоне», чтобы отличать от четырех других, также расположенных на Мангупе.

Южный монастырь стал широко известен в начале XIX в., когда в одном из больших естественных гротов обнаружили храм с фресками изумительной красоты, датируемые XIV – XV вв. Первые рисунки с их изображениями сделал художник М. Вебель в сороковых годах XIX в. для планируемого издания графа Уварова. В 1888 г. издается «Отчет об учебной экскурсии Симферопольской гимназии», в иллюстрациях к которому есть и несколько видов церкви с фресками, а в тексте отмечено, что они хорошо сохранились. Когда же в пятидесятых годах прошлого столетия О. Домбровский начал свои исследования и реставрацию, в росписях обнаружились значительные утраты, а к началу XXI в. практически они практически скрылись под слоем «наскальной живописи» и копоти костров современных вандалов.

Размеры храма, устроенного в восточной части большого грота, невелики – 6 м в длину и 3.8 – в ширину. Наибольшая высота – 2.8 м. Его стены украшает резной карниз, в полу высечено основание для престола. В северной стене – костница и окно в соседний грот. В полу центральной и северной частей храма устроены могилы. Есть предположение, что здесь покоились представители княжеской династии Феодоро. В западной части грота вырублены помещения, скорее всего, служившие кельями.

«В храме Южного монастыря фрагменты фресковых росписей сохранились в апсиде, на предалтарной арке, плафоне над аркой и на южной стене», – указывает С.Харитонов в своей книге «Пещерные города» Крыма. В апсиде изображался Христос в круге, над ним – крест. С обеих сторон от ниши с изображением Христа стояли святители в рост. На стенах виднелось поясное изображение Богоматери с поднятыми к небу руками, святой Марии с пряжей, архистратига Михаила в воинском облачении и архангела Гавриила. Над окошком с южной стороны просматривалось изображение жен-мироносиц. Художественная ценность фресок мангупского монастыря несомненна – это единственные дошедшие до нас образцы живописи феодоритов, показывающие высочайший уровень мастерства древних мастеров.

В 1971 г. экспедиция М. Чорефа открыла здесь христианские захоронения, а в 1973 г. под руководством А. Романчука прорыли траншею на крутом скате возле монастыря, находки из которой датируются XII – XIV вв., однако их связь с монастырем не прослеживается.

«Главный ущерб этому замечательному памятнику монументальной средневековой живописи принесло отнюдь не средневековое варварство, а невежество и бессмысленная антикультурная агрессивность современных горе-туристов» - констатирует в своей книге «Мангуп: город в крымском поднебесье» А. Герцен, исследователь, всю свою жизнь посвятивший изучению тайн древней горы. Заселение послушников в наши дни в какой-то мере приостановило процесс разрушения фресок, но породило другие проблемы: хозяйственная деятельность монахов, «благоустройство» келий приводят к порче уже самих стен памятника, и искажению его исторического облика. Пещерный город Мангуп планируется включить в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, для чего монастырю необходимо будет вернуть прежний вид. При этом службы там проводиться могут, однако жить монахам придется уже в долине.

Для справки

После принятия решения о возобновлении служб в Южном монастыре монахи совместно с археологами принялись за расчистку помещений. При этом на одной из стен обнаружились три вырубленные на разной высоте чаши. В верхней после очистки от мусора забил источник. Предположительно, одна из чаш служила купелью для крещения младенцев.

Объекты поблизости

Радиус: м.
Развернуть карту
Свернуть карту

Как добраться