Черкес-Керменская долина
Мнение посетителей
Описание
Долины Крыма…Произнося эти слова, вспоминаем обычно Долину Привидений и Байдарскую. Другие неизменные спутники гор упоминаются часто вскользь, поход. И совершенно напрасно - их красота и неповторимость может сравниться разве что с неповторимостью самих гор.
Практически все наслышаны об Эски-Кермене, одном из самых крупных и древнейших пещерных городов Крыма. И мало кто знает о его окрестностях, например, долине Черкес-Кермен. У северной оконечности плато Донуз-Коба (называемого также возвышенностью Тапшан или Дувель), на котором располагаются остатки укрепления Кыз-Куле(Девичья башня), с ее западной стороны, берет она свое начало. Узкая, стесненная с одной стороны обрывами Донуз-Кобы, с другой – отрогами возвышенности Кая-Баш, в начале своем Черкес-Керменская долина скорее похожа на ущелье. В своей южной части этот близкий сосед Эски расходится на два крупных «рукава»: правый - овраг Бака, левый - овраг Аир. Разделяет их возвышенность Кильсе-Кая с пещерным средневековым Храмом Донаторов.
Наименование местности происходит от деревни Черкес-Кермен, располагавшейся в северной части долины. Дано оно предположительно либо по имени народа – черкесы, родом с северного Кавказа, жившегои в Крыму, либо по распространенному среди тюркских народностей родоплеменному названию. Известный естествоиспытатель XVIII в. П.С. Паллас переводит его как Черкесская крепость, говоря при этом, что близлежащее селение было обитаемо греками.
Передаваемое им предание о том, что в верховьях Бельбека некогда жили кабардинцы или черкесы, уже в XIX в. справедливо ставилось под сомнение. Большинство авторов склонялось к мнению, что Черкес или Черкас – это собственное имя, которым в Крыму названо немало урочищ, деревень и источников. Встречается масса вариантов произношения и написания- Черкез-Кермен, Черкезкырман, Черкезман, Черкве-кырман, Шеркес-кирман.
По мнению ряда исследователей, историю пещерного городища Эски-Кермен нельзя рассматривать в отрыве от находящихся поблизости объектов, в том числе и поселения Черкес-Кермен. В таком случае, можно предположить, что свою историю оно ведет с VI в. – времени, когда близлежащие земли находились под контролем Византии. Крупный советский археолог Е.В. Веймарн считал, что еще с античных времен вблизи Эски-Кермена проходил главный сухопутный торговый путь из областей Северного Причерноморья и степного Крыма в Херсонес Таврический, и возникновение поселения стало следствием необходимости ночных стоянок караванов,как места, где можно было дать отдых вьючным животным, запастись едой и водой.
К сожалению, масштабные исследования Черкес-Кермена не проводились. Остается только предполагать, как могли события в Крыму затронуть жизнь сравнительно небольшого селения. Едва ли оно уцелело после подавления хазарами восстания Иоанна Готского в VIII в., однако возрождение торговых связей, скорее всего, привело и к восстановлению жизни в нем. Следующим великим потрясением для обитателей Черкес-Кермена, как и для всего Крыма, стал поход правителя самого западного улуса Золотой Орды Ногая. В 1298 г. в отместку за умерщвление своего внука Ак-тайджи в Кафе, Ногай обрушился на Крым. Захватчики взяли Эски-Кермен штурмом, предав все огню и мечу.
Возрождение жизни в округе, вероятнее всего, связано с возвышением княжества Феодоро, в состав которого вошла близлежащая территория. Согласно Домбровскому, на дне ущелья Черкес-Кермен найдены следы жилищ и остатки керамики XII-XIV вв. А это значит, что жизнь в селении после нашествия если и прекратилась, то ненадолго. Судя по всему, обитатели не покинули свои жилища и после падения Мангупа – столицы Феодоро. Характерно, что население Черкес-Кермена оставалось преимущественно христианским вплоть до 1773 г., когда православные были переселены правительством Российской империи на пустынные берега Азовского моря, в Мариупольский уезд.
«Ведомость христианского населения, вышедшего из городов и деревень Крыма в 1778 году, и оставшихся после него старых церквей в Крыму», составленная А. Л. Бертье-Делагардом в 1901 г., говорит о выведении из Черкес-Керменского селения 307 человек (около 60 дворов). Упоминается также о наличии в нем церкви святых Феодоров – Тирона и Стратилата или св. Феодора Тирона (мнения о количестве святых покровителей церкви расходятся). Развалины ее могли быть наблюдаемы еще в XIX в.
С тех пор население Черкес-Кермена стало исключительно мусульманским. Материалы переписей свидетельствуют о постоянном росте количества обитателей селения – менее чем за столетие число дворов выросло более чем в 2 раза (с 40 в 1817 г. до 84 в 1890 г.). В 20-х гг. прошлого века, по свидетельству Г.И. Петрова, уже все жители исповедовали ислам, говорили по-татарски и считали себя татарами. Существовала в селении и начальная мусульманская школа – мектэб.
В предвоенный период население насчитывало 644 человека. После депортации крымских татар в Среднюю Азию, 21 августа 1945 г., село Черкес-Кермен переименовали в Крепкое. Позднее оно было признано неперспективным и фактически брошено на произвол судьбы. В конце 1960-х гг. разрушили то, что еще оставалось – сравняли с землей три кладбища, снесли мечеть, школу, жилые дома. С тех пор это место на долгие годы опустело.
С давних времен в долине имелись обильные запасы воды. Современные изыскания свидетельствуют о наличии как минимум 11-ти действующих источников. Кроме того, на схеме Н.И. Репникова к материалам Эски-Керменской археологической экспедиции 1930-х гг. один из источников – Бор-Чокрак обозначен как фонтан. Возможно, ранее так и было, но сейчас никаких остатков былого сооружения не сохранилось. Некоторые источники воды в настоящее время каптированы, и пусть дебит достаточно скромный, вода в них хорошего качества.
Не обошли стороной Черкес-Кермен и военные события XIX-XX вв. В период Крымской кампании недалеко от долины находились лагеря русской армии и тыловые линии снабжения.
Во время осады Севастополя 1941-42 гг. по окрестным землям проходили рубежи немецких укреплений, строительство которых было начато немцами еще в начале 1942 г. после неудавшегося первого штурма крепости. В течение января-февраля 1942 г. германские и румынские войска полукольцом в две линии охватили Севастополь укрепленными позициями с суши. Второй (тыловой) рубеж проходил через: Черкес-Керменскую долину; высоты 566,2, 508,1, 555,3, 292,1, 449,1; деревню Шули; горы Эль-Бурун, Яйла-Баш, Кымыр-Кая и устье реки Кача.
Ныне долина опустела – не слышно людского говора, лязга оружия, скрипа колес…Но, ступив на эту землю, явственно ощущаешь Историю, которой буквально дышат камни Черкес-Кермена.
(c) Шамрей Дмитрий