Дом-дворец на площади Маяковского в Новокузнецке Кемеровской области
Мнение посетителей
Описание
280-квартирный 12‑подъездный дом на площади Маяковского сразу же и навсегда стал одним из символов Новокузнецка. За свой столичный размах и красоту его любят горожане, а для иногородних он и вовсе был визитной карточкой Новокузнецка — именно его изображали в 60-70-е годы на обложках книг и наборов открыток с видами города.
А заложенная в 1955 году перед домом площадь Маяковского — одна из пяти запланированных по проспекту Металлургов площадей — на четверть века стала главным центром новогодних ёлок и гуляний. Позже, когда в 1957 году на ней встал кинотеатр “Октябрь”, а в 1967 году — памятник Владимиру Маяковскому, авторы площади были отмечены премиями: третью республиканскую получил архитектор Николай Бровкин, а премию Репина - ленинградский скульптор Борис Плёнкин — автор памятника пролетарскому поэту.
Сталинские архитекторы Донат Фёдорович Горный, Николай Александрович Бровкин, Павел Иванович Отурин и Виталий Николаевич Савченко взяли за основу проект тех самых домов-дворцов архитектора Томской железной дороги Лоскутова и соединили два дома в один, добавив в качестве оси симметрии на главном фасаде центральную вставку в четыре окна и две колонны шириной и сократив боковые фасады — на них по 186 окон вместо 267 у прототипа. И ещё чуть-чуть изменили рисунок башенок — вместо шарообразных куполов их увенчали небольшими шпилями со звёздами.
Своими гигантскими размерами дом настолько выделялся даже на фоне парадной застройки проспекта Молотова, что его решили серьёзно отодвинуть от красной линии — вблизи его мощь скрадывалась бы. О размерах дома-дворца красноречиво говорит общее количество окон — их 1058! На главном фасаде 212 окон плюс по восемь на двух башенках-ротондах, на боковых фасадах — по 186, на оборотных фасадах — по 30, а на торцах — по 20, и ещё 358 окон смотрит во двор.
Украшением площади стала открытая галерея с 32-я колоннами, что протянулась по всему шестому этажу главного фасада и по шестиэтажной части боковых фасадов — по семь колонн на каждом. (По сравнению с прототипами добавились две колонны посредине.)
В торцевых квартирах интересная планировка совмещённых санузлов — они… треугольные и нынешним владельцам незачем делать перепланировку - джакузи в них вписываются в аккурат.
Строить дом начали в 1951 году, через шесть лет после закладки прототипов. Сама история его возведения связана с двумя курьёзами. А они, в свою очередь, с борьбой зодчих за финансирование дома-дворца. Архитекторы понимали, что Министерство чёрной металлургии не выделит райцентру деньги на дом столичного масштаба. И они пошли на хитрость — в документах скромно обозначили единый дом как… корпуса “А” и “Б” дома № 10а по переулку Орджоникидзе. Причём никого не обманув. Дело в том, что там, где ныне находятся арки фасада, в начале 50-х ходили… трамваи, съезжавшие с моста через Абу (мост-то ведь тоже был другой - горбатый, поставленный под углом к проспекту Молотова). А раз так, то и на плане дома был показан разрыв с проходящими по нему трамвайными рельсами. А вот переулок Орджоникидзе - чистой воды экспромт: его как бы запроектировали, заведомо зная, что прокладывать не будут. Цель была — не упоминать в связи с домом центральный проспект Молотова, дабы не провоцировать интерес, в том числе бухгалтерский. В Москве, как они считали, на проект каких-то там корпусов в каком-то там переулке подпись подмахнут не глядя.
Тем не менее уловка не вполне удалась. С первого захода проект в Москве не одобрили — слишком помпезно и дорого. Не одобрили - и не надо. Со второго захода к тому же самому проекту — как бы невзначай скрепкой - прикрепили фотографию стройки, уже достигшей четвёртого этажа. Министерству пришлось разрешать задним числом. Поругались, конечно, всыпали кому надо выговоры, но все же и дом узаконили, и горбатый мост разрешили заменить на прямой и широкий, и трамвай разрешили перенести на него.
А чтобы не допустить долгостроя своего лучшего произведения, зодчие пошли ещё на одну хитрую уловку: дату окончания строительства — 1955 год - они запроектировали в камне на главном фасаде. С этой виньеткой проект и утвердили. Строителям пришлось изрядно попотеть из-за шутки зодчих — и дом был-таки сдан Госкомиссии в 1955 году. Представьте себе — к вечеру 30 декабря, о чём выдан акт, хранящийся в Новокузнецком архиве.
Объём дома составил 96 868 кубометров — почти в два раза больше, чем у любого из четырёх крупнейших тогда в городе домов на улице 25 лет Октября. Полезная площадь составила 16324 квадратных метра, жилая — 10182 квадратных метра. Стоимость дома зашкалила за 20 миллионов рублей — сумма по тем временам астрономическая и в два с половиной раза превышавшая стоимость каждого из четырёх указанных домов-прототипов. Учитывая, что за весь 1955 год во всём Сталинске было построено 81,6 тысячи квадратных метров жилплощади, один лишь этот дом-гигант покрыл ровно одну пятую часть плана.
А вот сдав дом, архитекторы расправились наконец-то с трамвайными путями — не дело трамваю по двору ездить (хотя и жутко оригинально). Ещё 7 сентября 1952 года начались подготовительные работы к строительству металлического балочного трехпролетного моста через Абу по проспекту Молотова (Металлургов) по проекту архитектора Н.А. Бровкина и инженера А.Е. Мертвецова - автора, кстати, путепровода над Рудокопровой улицей на выезде в аэропорт. Новый мост ставили уже не под углом, а прямо по проспекту. А заодно начали и укрепление берегов Абушки от размывов. Ещё позже осуществили облицовку набережной железобетонными плитами.
И, наконец, последним штрихом площади Маяковского стал памятник самому поэту - до того площадь неуклюже именовалась Предмостной. 7 июня 1958 года горисполком одобрил проект памятника работы скульптора Г. Плёнкина и архитекторов В. Литвякова, Л. Ухоботова и А. Рахубы и обратился в Минкульт за поддержкой. Место для монумента выбирали очень кропотливо — по воспоминаниям архитектора Ю.М. Журавкова, изготовили фанерную болванку-макет величиной с монумент и краном устанавливали её то в одном, то в другом месте, фотографируя все варианты. Однако, несмотря на невиданную доселе тщательность, своё нынешнее место памятник занял относительно недавно. Изначально его сориентировали не столько на жилой дом, сколько на кинотеатр “Октябрь”, что, конечно, оказалось ошибочным - небольшой по объёму и довольно скромный по декору кинотеатр явно “не дотягивает” до того, чтобы быть во главе площади, зато заглублён от красной линии проспекта так, что никакой связи с памятником не имеет вовсе. Горожане помнят, что вплоть до середины 80-х памятник вообще стоял впритык к проезжей части улицы Орджоникидзе — на нынешнее место его передвинули при Горбачёве. А причина была проста: по оси симметрии дома, в центре поныне имеющегося круглого цветника стояла бетонная фигура безымянного архитектора. Ее сделали в начале 50‑х, дабы сопроводить фигуры строителя и отделочницы, что и поныне стоят неподалёку от ДК “Строитель”, но вовремя сообразили, что все три памятника в ряд — явный перебор, и чтобы фигуру зодчего далеко не тащить, установили её у строившегося дома-дворца. А когда этот нелепый кич снесли, Маяковский уже стоял.