Довоенное греческое кладбище
Мнение посетителей
Описание
Старинный крымский город Карасубазар (Белогорск) известен еще с XIII в. Здесь останавливались караваны, направлявшиеся в Гезлев (Евпатория) и Кафу (Феодосия), здесь же недолго просуществовала резиденция хана Фетиха II Герая. Название города означает «рынок на Карасу», от имени реки, на которой он стоит.
Жили тут крымские татары, армяне, евреи, турки и греки. Есть теория, что последние называли его «Маврон Кастрон», что переводе означает «черная крепость». Однако точных свидетельств этому пока не найдено.
От греков нынче, кроме версии о названии, сохранились лишь остатки православного кладбища на холме Дорткуль, о восстановлении которого печется местная община. Причем хоронили тут не простолюдинов, а знатных горожан.
Но эта возвышенность примечательна еще несколькими захоронениями.
В начале XIX в. на вершине стояла усыпальница, в которой покоились останки екатерининского генерал-лейтенанта, барона Александра фон Щица и его супруги (умерли в 1810 и 1817 гг. соответственно). Усыпальница, выстроенная еще при их жизни, в виде часовни, находилась на кладбище, недалеко от дома и фруктового сада супружеской четы. В 1824 г. сюда же подзахоронили родственницу генерала. Баронесса Варвара-Юлиана Крюденер считалась известной по тем временам личностью — ударившись в зрелом возрасте в религию, она стала прорицательницей и мистиком, одно время оказывала влияние на императора Александра I. Водила баронесса дружбу с княгиней Анной Голицыной и графиней де Гаше (она же Жанна де Ламот, похитившая бриллиантовое ожерелье французской королевы, прототип Миледи из романа «Три мушкетера» А. Дюма). О ее романе «Валери», основанном на собственном дневнике, отзывались по-разному, но все же читали Гете, Пушкин, Мицкевич, Бальзак, Стендаль, Наполеон.
Обнаружили это тройное захоронение только в 1981 г., во время подготовки котлована для фундамента телемачты. Современный исследователь Крыма П. Коньков писал: «...при нашем осмотре книг и архива карасубазарского армяно-католического прихода за 1824 год, на русском и армянском языках, на одном из листов толстой, шероховатой, от времени побледневшей, синеватого цвета бумаги ясно читаем: «Сегодня, 29 декабря 1824 г., тело баронессы фон Крюденер было положено в склеп карасубазарской армяно-католической церкви, временно, до перенесения его к себе в имение княгинею Голицыной». Лет за 70 до этого историк и краевед Людвиг Колли упоминал про то, что «тело так и не было перенесено, склеп вскрывали в 1910 году и видели там три гроба, причем третий, меньших размеров, стоял поодаль».
И, наконец, самое позднее скорбное место на холме Дорткуль — это захоронение защитников Севастополя времен Крымской войны 1854-1856 гг. О тех событиях в книге «Дивный край старины глубокой» пишет белогорский краевед В. Килесса: «Многие защитники Севастополя были тяжело ранены и вывезены в крымские города Бахчисарай, Симферополь и Карасубазар, где были развернуты госпитали». Хоронили всех на холме Дорткуль. Точной цифры умерших именно в Карасубазаре нет, в среднем на тот свет ушел каждый пятый воин. Исследователь подсчитал, что земля приняла около 700-800 человек. И только в 1969 г. братскую могилу случайно обнаружили. В сентябре 2007 г. на ее месте открыли закладной камень.
Но и сегодня надгробные плиты с затертыми надписями лежат на Дорткуле без присмотра, напоминая тем, кто сюда поднимается, о том, что все на свете может обратиться в тлен.
(c) Ефименко Анастасия