Гора Святая
Мнение посетителей
Описание
Гора Святая – самая высокая вершина всей горной системы Карадага. Она имеет куполообразную форму и полностью покрыта лесом. Почти вся гора состоит из уплотненного вулканического пепла — трасса, породы зеленоватого цвета. Высота Святой горы 577 м над уровнем моря. С её вершины открывается широкий панорамный вид на окрестности. Отсюда в хорошую погоду даже можно рассмотреть Ай-Петри и Чатыр-Даг, расположенные на Южном берегу Крыма. Ближайшие поселки - Коктебель на востоке, Щебетовка на юго-западе. Щебетовка до Второй мировой войны носила название Отузы.
Карадаг и его окрестности были заселены людьми с незапамятных времён. Тогда, в эпоху великого Прометея, вместе с обретением огня людям были даны первые законы: заповеди, освященные соответствующими мифологическими ритуалами и имена богов для их почитания. Места, где проходил контакт людей и богов, отмечали особой печатью в виде святилища. Карадаг может служить очень ярким примером такого места.
Название «Кара-даг» переводится с тюркских языков как «Чёрная гора» (Кара – «черная», даг – «гора, покрытая лесом»). Существует несколько версий происхождения этого названия. На языке коренных обитателей Таврики, которых греки назвали таврами, Карадаг именовался как Калитра, т.е. «земля Кали» или «место обитания богини Кали». Тавры были индоарийцами по своей языковой принадлежности. «Кали» в переводе с индоарийского – «Чёрная». Богиня Кали ведет свое происхождение от потемневшего от гнева лица богини Дурги (воинственная ипостась ведической Девы). Греки называли богиню Кали Гекатой. Святилище этой богини находилось на самой большой и высокой вершине карадагских гор. Именно эта вершина до сих пор и называется Святая.
Индоарийские племена ушли с полуострова задолго до начала Великой греческой колонизации. Сейчас эта страна называется Индия, и на ее земле до сих пор существует прекрасно сохранившийся и действующий храм богини Кали в городе Калькутта (Кали – «черная», кутха – «крепость»). Немногочисленное оставшееся на территории Крымского полуострова население попало под греческую колонизацию, и греками же было названо таврами. Но даже этот малый остаток так повлиял на сыновей солнечной Эллады, что и весь полуостров они назвали Таврическим. Более того, таврскую Деву греки «узнали» как свою, которой поклонялись их далёкие предки ещё в эпоху матриархата. Она была названа ими Артемидой.
До сих пор на вершине Святой прослеживаются остатки мегалита – сооружения, сложенного крупными каменными блоками. Когда-то они были сложены правильным кругом, а сейчас эти огромные камни из серо-зеленого трасса компактно разбросаны по округе. В греческой мифологии такие сооружения вылились в образы «сферических храмов Аполлона», где служат «божественные пеласги, справедливейшие из смертных» (Гомер).
К началу I тысячелетия н.э. на вершине Святой горы уже не существовало святилища грозной чёрной богини. Античные греки свидетельствуют, что на вершине Святой в их эпоху был учреждён культ бога-врачевателя, искуснейшего Асклепия – сына вещего Аполлона, которому посвящает гимны сам великий Орфей.
Сообщение античного писателя Александра Полигистора (I в. н.э.) в пересказе Элия Геродиана (конец II в н.э.) свидетельствует о «Святой (горе): месте в Скифии, в котором почитается Асклепий». В сочинении Стефана Византийского (VI в) сообщается: : «Ложная Артака, холм в Скифии, после так называемой Святой горы». Весьма вероятно, что под Святой горой Александра Полигистора и Стефана Византийского подразумевается Карадаг.
Прошли века, погибла античная цивилизация, а традиция поклонения божеству на вершине Святой горы осталась. В среде отузских татар к XIX веку сложилась легенда об Азисе (Азис в переводе с тюркского – «святой»). С помощью этой легенды была предпринята попытка объяснить странную культовую практику, далёкую от ортодоксального мусульманства.
Смысл легенды заключался в том, что на вершине Святой горы якобы находилась могила безымянного святого, исцелявшая больных. Никто не знал, к какой религии принадлежит этот святой, поэтому и мусульмане, и христиане считали его «своим».
«Могила» представляла собой длинную каменную плиту без каких-либо надписей и знаков. Она была обложена по бокам камнями и окружена металлической оградой.
Местные татары ближе к вечеру привозили больных на телегах по торной тропе со стороны Кордонной балки. С наступлением вечерней прохлады больных втаскивали по узкой тропе на вершину.
Достигнув могилы, совершали намаз при заходе Солнца. После этого у больного отрезали пряди волос и полоски одежды, чтобы привязать их к окружающим деревьям и оставить с ними все болезни. С наступлением темноты укладывали больного на плиту, покрытую овчинами, и оставляли на ночь.
Во сне «пациенту» являлся дух святого и либо посылал исцеление, либо объявлял причину болезни, подавал знак, каким образом отвратить болезнь. Поутру, после пробуждения и утренней молитвы, толковали сны и определяли способ лечения.
Сложно сказать, насколько эффективным было подобное «лечение». Тем не менее практика чудесного исцеления, невзирая на Суры Корана, стойко держалась столетиями, и продолжалась до Второй мировой войны.
Обычай этот поразительно напоминает обряд исцеления в храмах античного Асклепия (Эскулапа). Время и обстоятельства усвоения языческого обряда сокрыты тьмой веков. Вероятно, татары переняли традицию языческого культа у остатков автохтонного населения Таврики в Карадаге.
Современными учёными установлено, что гора Святая обладает мощной геомагнитной энергетикой, источником искажения хода электромагнитных изобар (магнитная аномалия). Не исключено, что это сильно влияет на окрестный климат, растительный и животный мир.
Проявления такой энергии древние люди облекали в божественные образы. Такое «место силы», то есть проявления особых свойств гео- и биомагнитной энергии, они старались объяснить исходя из привычных мифологических и религиозных представлений. Подобные места ещё в эпоху древнейшей мегалитической культуры отмечались огромным камнем (менгир, дольмен). Сегодня высказано мнение, что камень-мегалит, каким являлась плита на могиле Азиса, аккумулировал эту энергию.
В советский период могильную плиту взорвали, решетку унесли, место осквернили. В настоящее время предпринята попытка восстановления святыни.
Гора Святая находится в зоне охраны Карадагского природного заповедника. Экскурсия на вершину возможна только по согласованию с администрацией заповедника и в сопровождении инструктора.