Херсонес Таврический
Мнение посетителей
Описание
Херсонес Таврический, или просто Херсонес (др.-греч. Χερσόνησος — ἡ χερσόνησος: «полуостров»; в византийское время — Херсон, в Генуэзский период — Сарсона, в русских летописях — Корсунь) — полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове в юго-западной части Крыма. Сегодня территория Херсонеса находится на территории Гагаринского района Севастополя. В 2013 году внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Херсонес основали в 529/528 гг. до н. э. выходцы из Гераклеи Понтийской на южном побережье Черного моря. Херсонес расположен в юго-западной части Крыма, у бухты, которая в настоящее время называется Карантинной. Все годы существования полиса Херсонесу приходилось вести войны. Во II век до н. э. шла кровопролитная, длительная война со скифами, враг неоднократно стоял у ворот города. Херсонес вынужден был обратиться за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, который направил в Крым большой отряд во главе с полководцем Диофантом. Действуя во главе объединенной армии, куда входили херсонесские и понтийские войска, Диофант в продолжение трёх кампаний (около 110-107 гг. до н. э.) разгромил скифов, взял Феодосию, прошел на Керченский полуостров и захватил Пантикапей. Однако и Херсонесу не удалось сохранить самостоятельность: он вошёл в состав державы Митридата. С тех пор город находился в постоянной зависимости от Боспорского государства.
Уже в I веке в Херсонесе появляются первые последователи христианства. Здесь оканчивает жизнь сосланный римский папа Климент I. К IV веку относится время жития Херсонесских святых. В 381 году херсонесский епископ Эферий принимал участие во Втором Вселенском Соборе. Безжалостно разрушаются памятники античного искусства, театр, храмы, их заменяют христианские церкви, часовни. В составе Римской державы в IV—V вв. город ведёт изнурительную борьбу за выживание, сдерживая сильнейший натиск варваров, среди которых особой свирепостью отличались гунны. Херсонес, защищенный мощными оборонительными стенами, продолжает жить ещё тысячелетие, но уже в условиях нового, феодального строя.
В V веке Херсонес вошёл в состав Византийской империи, а в IX в. стал одной из её военно-административных областей. К этому времени изменился не только внешний облик средневекового города, но и его имя: византийцы называли его Херсоном, славяне — Корсунем. Вплоть до XIII в. он был форпостом Византии в Крыму. В это полутысячелетие своей истории Херсон оказывался в перекрестии военно-политических интересов Хазарского каганата, Киевской Руси, печенегов и половцев, но врагу лишь однажды удалось вступить в городские пределы. В 988 году киевский князь Владимир после нескольких месяцев осады захватил город. Взятие Корсуни позволило Владимиру диктовать свои условия императору Василию II и жениться на византийской царевне Анне. В сознании древнерусских летописцев захват Корсуни неразрывно связан с Крещением Руси и предшествовал распространению православия среди русского народа.
В 1299 г. южную и юго-западную Таврику разорила орда татарского хана Ногая. Не смог устоять и Херсонес. Во второй половине XIII в. главные торговые пути переместились в восточную часть Таврики, где генуэзцы основали свои торговые фактории Кафу (Феодосия), Солдайю (Судак), а вблизи Херсона возникает Чембало (Балаклава).
В середине XIV в. контроль над городом осуществляли генуэзцы, но вернуть ему былое могущество не удалось. В 1399 г. темник Едигей предаёт город огню и мечу. После этого сокрушительного удара Херсонесу подняться было не суждено. Херсонес в первую очередь был торговым городом, который исчез, потому что не выдержал конкуренции с генуэзскими колониями. Они забрали в свои руки торговлю в бассейне Чёрного моря.
В первой половине XV в. ещё теплилась жизнь небольшого рыбацкого посёлка, но вскоре население покинуло и его. Город умер…
Лишь 400 лет спустя, в 1827 г., по распоряжению главного командира Черноморского флота и портов А. С. Грейга, были проведены первые раскопки с научными целями на месте погибшего Херсонеса. Сегодня систематические раскопки помогли восстановить историю древнего города-государства.
Музей-заповедник очень популярен, ежегодно его посещают десятки тысяч экскурсантов. Их привлекают коллекции эпиграфических памятников (в том числе всемирно известная присяга граждан Херсонеса III в. до н. э.), произведения искусства, ремесленные изделия и орудия труда, предметы быта, которыми пользовались жители Херсонеса. Наиболее ценные находки из раскопок античных городов Крыма представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Государственного Исторического музея и Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, а также других.
Первыми исследователями городища Херсонес стали в 1783 году флотские топографы. После основания Севастополя, когда началось строительство военно-морской крепости, инженерные службы приступили к измерениям местности и составлению карт. Попутно делалось описание памятников древнего города. Кстати, именно тогда нашли части античного водопровода. В конце XVIIIвека остатки греческого полиса служили местом добычи камня для новых построек, а попадавшиеся при этом артефакты жители окрестностей приспосабливали к своему хозяйству.
Первые официальные раскопки начались в 1827 году по распоряжению военного губернатора Севастополя вице-адмирала А.С. Грейга, крестника Екатерины II. Цель –нахождение места крещения князя Владимира для возведения над ним памятного храма в честь этого события. Руководить работами поручили члену Академии наук, доктору медицины Карлу Федоровичу Крузе. Ему удалось обнаружить основание храма возле античного театра, базилику в северо-восточной части города, а также части большого храма в центре главной городской площади. Покрытые позолотой детали и расположение последнего позволили сделать вывод, что он являлся местом крещения. Строительство Владимирского собора началось в 1861 году, а его освящение состоялось в год 900-летия крещения Руси.
На этом официальные археологические изыскания заканчиваются, но продолжаются любительские. Наряду с «черными копателями», существовавшими во все времена и уничтожавшими исторические свидетельства в погоне за кладами, городище посещают путешественники, оставляя детальные описания увиденных мест. В 1833-34 гг. известный геологи натуралист Ф. Дюбуа де Монпере совершил большую поездку по Северному Причерноморью, и в том числе побывал в Херсонесе. Он оставил поэтическое, но при этом довольно точное описание города, основанное на детальном изучении фундаментов и сохранившихся фрагментов стен и башен. Дюбуа определил, что Карантинная бухта была главным портом города, а также составил подробную карту с привязкой археологических объектов к местности.
В 1836 году адмирал М.П. Лазарев поручает капитан-лейтенанту П.С.Марганари произвести учет имущества на принадлежавшей Морскому ведомству территории – Херсонесском городище. Составляется опись исторических памятников, при этом выясняется – измерения, проведенные на местности, не соответствуют данным исторических источников, что окончательно запутывает исследователей. Попытки как-то систематизировать знания о древнем городе на некоторое время прекращаются.
Интерес к городищу вновь возник после образования Одесского общества истории и древностей в 1839 году. Правда, первые работы больше походили не на археологические изыскания, а на поиск кладов – не существовало системы действий, черепки и древние фундаменты не вызывали энтузиазма, блеск в глазах «исследователей» появлялся только при виде ценностей – монет, золотых и серебряных изделий. В 1842-м году раскопки на территории Херсонеса возглавил«кладоискатель» Д.В. Карейша, руководитель Императорской археологической комиссии.
Где именно он «копал» - теперь уже не установить, «каменный курган» и «продолговатая насыпь», описанные в его трудах, могли находиться в любой части городища, хотя последующие исследователи считают, что речь идет о западной его части. Ничего, кроме битой черепицы и больших камней, «встречающихся повсеместно», он не нашел. И перенес сферу деятельности поближе к легендарным сокровищам скифов – занялся раскопками курганов.
Тогда к работам на городище адмирал Лазарев по просьбе Одесского Общества привлекает Захария Андреевича Аркаса, члена правления Севастопольского военного карантина, бывшего моряка, который с энтузиазмом принимается за дело. Его горячая любовь к Херсонесу объясняется интересом к археологии, привитым отцом, и, возможно, происхождением – Захария Андреевич родился в Греции, у подножия Олимпа. Взяв за основу описания и расчеты Марганари, Аркас пересчитал расстояния, сделал привязку местности к нулевому меридиану. Его работа «Сравнительная таблица эллинских поселений» стала первым научным трудом, соответствующим современным стандартам археологии. За восемь лет раскопок на городище он открыл и описал несколько цистерн и колодцев, часть водопровода, составил подробный план для Одесского общества истории и древностей, членом которого состоял с 1846 года.
Глядя на успехи Аркаса, вторую попытку (1846-1947 гг.) открыть что-то значительное в Херсонесе предпринимает Карейша, но никаких ценностей снова не нашлось, и главный чиновник от археологии покидает город навсегда. Однако свято место пусто не бывает, всегда находятся желающие поживиться чужим добром. В 1851 году Аркас докладывает в Общество о «самочинных раскопках» лейтенанта Шемякина. В результате его деятельности обнаружены мозаичные полы, куски мраморных пилястр (один из которых с крестом) и южная стена неизвестного здания, которое отнесли к X веку. Лейтенанту запретили дальнейшую работу и отобрали все найденное. «…Здесь, кажется, должна быть церковь… алтарь ее – круглая башня… Рисовка на штукатурных стенах очень похожа на рисовку под образами…» - пишет Захария Андреевич в своем донесении руководителям Общества, куда отправляются находки.
В 1850-м году Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий предлагает«воскресить бытие чтимых по христианским воспоминаниям старейших обителей России» с целью противостоять исламизму, «наводнившему» Крым. В Херсонесе создается монашеская обитель, и сразу начинается противостояние братии с археологами. Первых интересует только византийская эпоха, для вторых не менее ценна античность. Монахи ставят целью сохранение православных святынь, ученые – получение знаний о жизни древнего города в полном объеме. Долгое время не удавалось договориться относительно места раскопок и порядка их проведения.
Новый импульс работы на городище получают, когда под руководством графа Уварова на месте раскопа лейтенанта Шемякина открывают базилику, теперь известную как Уваровская. При нем продолжаются работы на раскрытии центрального храма, над которым должен быть возведен новый собор. Оживившуюся работу прервала Крымская война(1853-1856). Городище заняли французы. Они изрыли его траншеями и установили в разных частях территории четыре артиллерийских батареи. Надо отметить, что послевоенное обследование Херсонеса показало, что исторические памятники пострадали меньше, чем ожидалось.
После окончания войны и оставления города союзниками средств для продолжения раскопок не нашлось – все уходило на восстановление Севастополя. Зато с 1861 г. полным ходом идет строительство Владимирского собора на народные пожертвования. Раскопки Уваровской базилики удалось возобновить только в 1876-м году, когда некоторую сумму для этого выделили Министерство Народного просвещения и Святейший синод. Государство и церковь наконец-то договорились о совместном надзоре за работами: со стороны государства их контролировал К.Е. Гаммельман, со стороны церкви – постоянно меняющиеся духовные лица. Самым значительным открытием того времени стало открытие неподалеку от Уваровской базилики небольшой купели. Именно тут, как считают современные ученые, и мог быть проведен обряд крещения князя Владимира.
С этого времени работы на городище становятся системными. На следующий год рядом с Уваровской базиликой раскрыли жилой квартал Херсонеса и обнаружили Восточную базилику. К 1880-му году раскопаны новые жилые кварталы, а в 1881 – главная улица города. Затем дошла очередь до поперечных улиц и усадеб, примыкающих к главной площади. Раскопки кварталов продолжались до 1886 года. Одесское общество стремилось восстановить историю, религию, искусство древнего города, но справиться с задачей в полном объеме помешало отсутствие образованного руководителя и вмешательство Синода, выделявшего деньги и требовавшего совсем другого направления работ. И все же именно благодаря деятельности Общества почти раскрылся Византийский Херсонес, обнаружились следы античного города, появился опыт систематического вскрывания почвы.
Для работ такого масштаба, которые были необходимы на городище, требовались значительные средства, дать которые могла только государственная казна. Поэтому с 1886 года Московское Археологическое общество под руководством графини Уваровой и государственная Археологическая комиссия берут на себя общий надзор за исследованиями Херсонеса вплоть до Первой мировой войны (1914-1918). Непосредственным руководителем становится историк и археолог А.Л. Бертье-Делагард. Работы производились Карлом Казимировичем Косцюшко-Валюжиничем, фанатично влюбленным в Херсонес, с чьим именем связаны самые интересные находки.
Косцюшко вел работы одновременно в нескольких местах. На крутом северном берегу он ищет и находит осколки амфорных ручек, тонких расписных посудных черепков и другие доказательства существования античного города, поверх которого к тому времени открыт уже в большей части Херсонес византийского периода. В1889 году открывается «Базилика в базилике». Выясняется, что скромное здание выстроено на развалинах большого храма VI-VII вв. с красивым мозаичным полом. В северной части городища Косцюшко обнаружил новые византийские кварталы, в западной – часовни и римское кладбище. Карл Казимирович начал работы в Казачьей бухте и обнаружил следы Страбонова Херсонеса (раскопан Печенкиным и Лепером в 1910-1911 гг.)
В 1891 году им найдена часть гражданской присяги жителей Херсонеса и мраморные плиты с декретами. Затем последовательно открывают склад древностей, оборонительную стену и колодец на юго-востоке городища, большую базилику с гробницами и римские бани на севере, водопровод, часть стены и могильник на западе. В северной части открыты дом винодела с винодельней, дома с цистернами для засолки рыбы, с печами для варки стекла и гончарнями.
Постепенно из руин встает облик древнего города с его оборонительными стенами, могучими башнями, прямыми улицами и великолепными храмами, рабочими и жилыми кварталами, мастерскими ремесленников и некрополями горожан. В начале XXвека вскрывают почву на территории монастырской усадьбы, и открывается монетный двор – постройка античного времени. Объем работ велик, времени и рабочих рук мало. Часть находок не успевают правильным образом оформить, что превращает их из ценных для науки артефактов в бесполезные обломки. Графиня Уварова, председатель Археологического общества, обращается к государю с просьбой навести порядок в «русской Помпее», выделить средства для систематизации находок, перевести в другое место монахов, разобрать крепостную стену, чем открыть для исследований значительную площадь городища, а освободившиеся здания передать под музей. Однако монастырь не спешит оставить свои позиции, соглашаясь лишь выделить нижнюю часть одного из храмов под хранение ценностей.
В 1907 году Косцюшко умирает, успев открыть стену между башней с калиткой и башней Зенона, а также обнаружить главную линию обороны. После него археологические исследования постепенно угасают, а с началом Первой мировой войны, плавно перешедшей в революцию, а затем в войну гражданскую, практически прекращаются.
При жизни Косцюшко мечтал открыть на территории городища постоянно действующий музей, но руководители раскопок считали, что проку от такого музея не будет, так как посетителями станут в большинстве своем паломники, которые далеки от проблем археологии. Экспонаты со временем планировалось перевезти в Санкт-Петербург и поместить в Эрмитаже.
Этот вопрос разрешился после революции, когда спор между церковниками и учеными завершился в пользу последних. В 1918 году Археологическая комиссия преобразуется в Академию Истории Материальной Культуры. Музей Херсонеса, бывший свалкой древностей в нескольких сараях, получает в 1925 году помещения монастыря, его коллекции обследуются, составляется каталог и иллюстрированный путеводитель. Кроме прочего, музей выполняет охранные функции и проводит научно-исследовательскую работу на городище и всем Гераклейском полуострове.
С того времени изучение Херсонесского городища прерывалось только на Великую Отечественную войну (1941-1945). На сегодняшний день в музее находится уже более300 тысяч единиц хранения, и их количество продолжает расти. Ежедневно сюда приходят тысячи людей, чтобы прикоснуться к тайнам истории, своими глазами увидеть быт тех, кто жил здесь задолго до нас, и, может быть, немного почувствовать себя древним греком или жителем средневековой Византии…
Городище Херсонес – все, что осталось от некогда могущественного города, в котором чередовались религии и правители, но который всегда имел дух вольный и свободолюбивый и стремился к независимости. О том, кто жил здесь, как сменяли друг друга эпохи, сегодня могут рассказать лишь камни, если уметь их слушать, а тем, кто не умеет, приходят на помощь археологи и историки.
Этот небольшой участок земли люди облюбовали для своих поселений задолго до новой эры. Однако первый город в привычном смысле этого слова появился тут во времена большого греческого переселения. В конце Vв. до н.э. выходцы из Гераклеи Понтийской избрали небольшой полуостров между Карантинной и Песчаной бухтами для строительства Херсонеса. Дома они ставили рядом с таврскими жилищами, появившимися веком раньше. Началом отсчета существования греческого полиса принято считать 422 – 421 г. до н.э.
Город рос, развивался и постепенно распространил свое влияние на значительную часть Крымского полуострова – от Евпатории до поселка Черноморское в современных границах. Сказалось удачное месторасположение – между степным Крымом и Малой Азией, посередине пути. Тут чеканили свою монету, вели оживленную торговлю со странами Средиземноморья и Малой Азии.Покупали у тавров и скифов хлеб и рыбу, продавали им греческие товары – масло, вино, кувшины, украшения. Местные жители занимались виноделием, пасли овец, работалив мастерских и отдыхали в театре, выстроенном по всем правилам античного искусства.
К середине II в. до н.э. скифы решили полностью взять под контроль хлеботорговлю Крыма. Для этого надо было устранить конкурентов-посредников. Над греческими городами, в том числе и над Херсонесом, нависла серьезная угроза. Скифский царь Силур захватил крупный греческий полис Ольвию, выстроил там мощный флот и отвоевал у ХерсонесаКаркиниту. Постоянные войны со скифами вынудили горожан искать защиты. Сначала Митридат IVЕвпатор, царь могущественного Понта, подчинившего себе к концу Iв до н.э. почти весь Крым, берет Херсонес под свое покровительство. После смерти Митридата город переходит под покровительство Римской империи, к тому времени вытеснившей понтийцев и контролировавшей почти все черноморское побережье.
Херсонес стал главной базой римских легионов в Северном Причерноморье, главным портом, а также главным снабженцем римлян зерном и продовольствием.За время, которое прошло под покровительством Римской империи, Херсонес настолько усилился в экономическом отношении, так развилось его сельское хозяйство, что в период Великого переселения народов IV-Vвв ему удалось сохранить относительную самостоятельность. Виноградарство, рыболовство, продажа соли, развитие ремесел позволяли иметь хороший доход и содержать на него сильную армию, возводить мощные оборонительные укрепления.
В 330 году римский император Константин основывает «Новый Рим» - город Константинополь, который становится столицей Восточной Римской империи, впоследствии – самостоятельной Византийской. В течение V-VI вв. Херсонесу отводится роль ее главного опорного пункта в Северном Причерноморье. Его стены, основательно разрушенные во время землетрясения, отстраивают заново, защищая от набегов кочевников;на деньги имперской казны содержат гарнизон города.
К концу VI века влияние Византийской империи на полуострове значительно ослабело,ав последующие два века тут укрепляется господство хазар. Херсонес становится убежищем для бегущих из Византии монахов, преследуемых за почитание икон.
ДоXвека длилось практически безраздельное господство хазар на Крымском полуострове. Хазар сменяют печенеги. Они завоевывают весь Крым, но не могут покорить Херсонес, и начинают с ним сотрудничать - через печенегов ведется торговля с Древнерусским государством. «Это племя (печенегов) занимается торговлей с херсонитянами, отправляет поручения их в Россию… и прочие тамошние страны, получая от херсонитов условленное вознаграждение за такую службу, смотря по свойству услуги и положенному на нее труду, по продаже шелковых тканей, муслина, бархата, перца, красных парфянских кож и других подобных вещей, на которые существует спрос в тех странах…» - так писал о взаимоотношениях печенегов и жителей Херсонеса император Византии Константин VII Порфирородный в трактате «Об управлении империей».
В X веке Крым входит в сферу политических и экономических интересов Древнерусского государства. Князь Владимир принимает крещение в Херсонесе, объединяет свое войско с войском византийских императоров и помогает им подавить мятеж, в качестве платы за это беря в жены родную сестру правителей. Немного позже в Тамани и Керчи русские основывают Тмутараканское княжество и начинают расселяться по всему Крыму. Значительная часть славян осела в городе, с которого началось православие на Руси.
В 1299 году богатыйгородстановится лакомым куском для Золотой Орды, захватившей Крым в результате жестоких набегов, когда поселения разрушались, а непокорные жители уничтожались. К тому временина его положение все большее влияние оказывают генуэзцы, перехватывая на себя торговлю -основную статью доходов херсонеситов. На протяжении следующего века постоянные набеги татар, сменяемые литовскими нашествиями, разоряют город, а в 1399 году хан Едигей ставит кровавую точку в егоистории.В 1470-м году стены и башни Херсонеса срыли по предложению Кафского консула.
«Все особо величественное было вывезено алчными турками для украшения дворцов Константинополя, а остатки использованы кощунственными руками для постройки современного Севастополя. Поэтому сейчас, в конце XIX‑го века, я могу сказать о новом Херсонесе Страбона только то, что он писал в начале нашей эры о древнем Херсоне: nuncdiruta – все разрушено до основания» - написал в своем «Путешествии по Крыму» Луи де Судак в 1892 году.
Прежде территория городища Херсонес занимала значительно большую площадь, чем сегодня. Как и во многих других местах, часть суши здесь поглотило море — за последние две тысячи лет его уровень значительно поднялся. Ученые осознавали, что под водой их могут ждать новые археологические открытия, но техническая возможность для поисков на морском дне появилась только в начале XX века.
В 1937 году профессор Р.А. Орбели добивается разрешения на проведение подводных исследований силами ЭПРОНа (Экспедиция подводных работ особого назначения) и обнаруживает в Карантинной бухте возле городища затопленные кварталы Херсонеса. «Раскопки» производились с помощью грунтоотсосов и размывки донных отложений. Планировалось создать карту, на которую нанести подводные археологические памятники, но работам помешала Вторая мировая война (1939-1945).
Подводные археологи под руководством В.Д. Блаватского приходят в Карантинную бухту в 1960 году. Уже изобретен акваланг, работать под водой стало проще. При входе группа Блаватского обнаружила осколки керамики, в том числе гераклейские амфоры, куски черепицы, части пифосов I – IV вв. нашей эры. У них сохранились острые края, что привело к предположению, что это часть груза затонувших судов. Подобные находки ждали исследователей и в открытом море, у северо-восточного берега Херсонеса.
Внутри Карантинной экспедиция обследовала части затопленного города на глубине от 50 см до 3 м, общей площадью около четверти гектара, в которых также находились керамические обломки, как античного времени, так и средних веков. Тогда и высказали предположение, что под водой оказалась ремесленная часть Херсонеса.
Еще через два года подводной экспедиции удалось открыть в южной части Карантинной бухты фрагменты античной усадьбы. А это уже указывало на ошибочность выводов Блаватского и, скорее всего, затопленные кварталы были заняты портовыми постройками.
В 1965 году новая экспедиция, руководимая В.И. Караевым, пытается выяснить действительное назначение сооружений под водой, и хотя бы примерно датировать их. С этой целью пробили шурфы в остатках стен и обнаружили более старые культурные пласты. Удалось найти следы ромбовидной башни, а в целом сооружения признали оборонительными укреплениями, датировав башню V-м веком н.э. Если Караев правильно определил назначение построек, то где же тогда порт Херсонеса? Ответа на этот вопрос пока нет.
Проводились работы и с другой стороны полуострова, в бухте Песочной. Там надеялись отыскать следы пристани, описанной Захарием Андреевичем Аркасом, руководителем раскопок в Херсонесе во второй половине XIX века. Обнаруженные каменные блоки могли быть остатками пристани, но точно установить это невозможно. Зато в 35 метрах от берега нашли место, где в I веке потерпел крушение торговый корабль.
В начале семидесятых годов в западной части Стрелецкой бухты обнаружили несколько сосудов IX-Xвв, что побудило археологов начать там подводные исследования. Оказалось, что вСтрелецкой суда пытались укрыться от шторма, но в Средние века бухта была значительно уже, и корабли выбрасывало на мыс возле западного берега. Теперь в этом месте на дне находится большое количество обломков керамической посуды.
Продолжение работ в 90-х годах прошлого века позволило найти два корабля в Стрелецкой бухте и якорную стоянку у входа в Карантинную. Но все эти находки никак не учитывались, поэтому в 2012 году руководство Национального заповедника «Херсонес Таврический» приняло решение о создании отдела подводных исследований. Главной его задачей станет тщательное исследование акватории возле городища Херсонес и систематизация находок.
Ученые надеются, что с помощью подводных археологов они смогут узнать еще больше о жизни Херсонеса, и поделиться этими знаниями с теми, кто интересуется историей.
Базилики на территории Херсонесского городища практически не сохранились, время стерло их почти до основания, оставив лишь фундаменты да кое-где остатки стен. Но они играли важную роль в жизни города на протяжении всех этапов его развития.
Древние греки использовали базилики для поклонения своим богам.Пришедшие после них римляне переняли этот тип строений и приспособили для своих целей, разбирая судебные тяжбы и заключая торговые и имущественные сделки в старых святилищах. После того, как Херсонес отошел под влияние Византийской империи, господствующей религией стало христианство. Нужда прятаться по пещерным храмам для исповедующих Христа отпала, потребовались помещения, куда можно собрать для богослужения большое количество народа – и базилики стали исполнять роль христианских храмов.
Базиликой называют здание прямоугольной формы, внутреннее помещение которого разделяется на несколько частей-нефов с помощью колонн. Средняя часть выше боковых, перекрытия либо стропильные, либо сводчатые. Одна из стен центральной части, как правило, в плане образует полукруг. Вот эти-то каменные полукружья фундаментов базилик и есть то, что можно видеть сейчас.
Простота конструкции и легкость ее варьирования, позволяющая создавать на одной основе храмы различного вида, сделала базилики основным архитектурным типом в Византии, а также ее провинциях, в том числе в Херсонесе. В VI-VII вв. началось массовое возведение храмов, которые возникали практически в каждом городском квартале или, по крайней мере, районе. Херсонес и в средние века сохранял античную планировку – узкие улицы пересекались под прямыми углами, поэтому для нового строительства приходилось иногда устраивать серьезную перепланировку, ведь места они требовали довольно много.
Архитектура храмов постепенно усложнялась, дополняясь снаружи портиками, пристройками, галереями, крещальнями, нартексами (что-то вроде сеней в русской избе), экзонартексами (открытыми верандами). Однако в основе оставался зал с полукруглой апсидой, имеющий вытянутую форму. Средневековая базилика представляла собой целый комплекс, включающий храм с пристройками, помещение для крещения (баптистерий, или крещальня), а также усыпальницу, хозяйственные и даже жилые помещения.
На территории городища Херсонес открыто 15 базилик, самые ранние датируются V в., поздние – XI в. Большинство же выстроено в VI-VII вв. во время массового возведения византийских христианских храмов. 12-ть из них – это трехнефные, эллинистического типа. Они являлись центрами храмовых комплексов. Небольшие храмы, имеющие один неф и одну апсиду, ставились над могилами мучеников как памятники.
Уваровская базилика
Предположительное время постройки – VI в. н.э. Считается, что базилика была главным культовым сооружением Херсонеса, и посвящалась апостолам Петру и Павлу.
Это самый крупный из древних трехнефных храмов, имеющий длину около 50 м, ширину – 22 м. Открыли ее в 1853 г., когда раскопками руководил граф А.С. Уваров. Вот какое описание находки он дает: «Все базы колонн сделаны по одному рисунку, в капителях же … большое разнообразие. Некоторые капители по правильности рисунка и верности ордера относятся к эпохе, когда еще процветало искусство чисто греческое. Другие же, сделанные в виде опрокинутых трапеций с крестами ... явно принадлежат эпохе Византийской. … Алтарный помост и красивая в одну ступень солея у амвона сделаны из беломраморных плит…»
Война и отсутствие надлежащей охраны сделалисвое дело, и к 1905 г. от всей этой красоты не осталось следа. «В настоящее время базилика представляет крайне убогую развалину», - сообщает Д.В. Айналов в своем труде «Памятники христианского Херсонеса» (1905).
С южной стороны храм имел галерею, перед крытой верандой (экзонартексом) – двор с фиалом (фонтаном) и крытыми галереями по сторонам. Двор возле храмового здания обладал особыми функциями – тут собирались перед молитвой, совершали омовения, обращались к целителям, находили убежище от преследования, обсуждали новости, цены на еду и вино, проводили различные обряды. Уваровская базилика обладает самым большим двором в Херсонесе, что однозначно указывает на ее главенствующую роль.
Внутри храмового помещения нефы разделялись колоннами из мрамора, двумя рядами по 11 в каждом. Покрывала строение двускатная черепичная крыша на стропилах. Мозаичные полы в притворах и мраморные в центральном нефе служили дополнительным украшением. Сейчас от апсиды главного нефа осталась только южная часть – остальное рухнуло в море, а мраморное убранство храма уничтожила французская армия в годы Крымской войны 1853 – 1856 гг.
Только в Уваровской базилике есть амвон – возвышение в центральном нефе, на которое поднимались священники для проповеди. В остальных эту роль выполняла приподнятая часть пола перед алтарной апсидой – солея.
Неподалеку от центрального храма находился баптистерий, открытый в 1876 г. Судя по размерам купели, она рассчитана на крещение не только детей, но и взрослых, обращенных в новую веру. В этом баптистерии, предположительно, принял крещение князь Владимир.
В X в. здание подверглось капитальной перестройке, промежутки между колоннами заложили кирпичом, собственно храм уменьшился в размерах до центрального нефа и стал усыпальницей для почетных граждан и священнослужителей. Двор утратил свое значение и пошел под хозяйственные нужды: в нем устроили цистерны для сбора воды и печь для обжига.
В 1970 г. на комплексе Уваровской базилике выполнили консервационные работы.
Базилика в базилике
Комплекс открыт К.К. Косцюшко-Валюжиничем в 1889 г. Тут сразу две постройки разного времени: одна, побольше, выстроена в VI в. и разрушена в X в. Вторая, совсем небольшая, конца X в., разрушенная в конце XIV в., уместилась в центральный неф своей предшественницы. Строители использовали древнюю базилику как основание для новой, а в качестве строительных материалов в ход пошли мраморные детали и части колонн разных развалин.
Большая базилика имела красивейшие мозаичные полы, по которым кусочками смальты, мрамора, разноцветных известняков были выложены не только геометрические орнаменты, но и различные христианские символы – птицы, круги, ромбы, якоря. У входа в центральную часть храма сохранилась часть надписи на греческом языке, призывающая к прославлению Бога.
Полы в позднейшем храме сделали мраморными, уничтожив часть мозаики, а на устройство престола пошла колонна древнего храма.
В северной части располагалась открытая галерея, от которой сохранились основания колонн, а в южной – часовня-усыпальница.
Храм VI в. служил, по предположению ученых, баптистерием- во время литургии тут проводилось таинство крещения. Храм X – XI вв. имел уже другое предназначение – здесь хоронили влиятельных вельмож и зажиточных горожан. В XIII в. рядом с основным зданием выросли деревянные строения, скорее всего, служившие для торговли, но не прошло и ста лет, как они сгорели, обрушился и сам храм. На этом закончилась и его история, и история города.
В начале семидесятых годов прошлого столетия провели исследовательские работы, в ходе которых мозаики законсервировали новыми методами, что позволило не убирать их под крышу, а оставить на месте.
Базилика 1935 года
Храм открыт в 1935 г. советскими археологами под руководством Г.Д. Белова. Это обычная для города трехнефная базилика, прямоугольная в плане, разделенная внутри двумя рядами мраморных колонн по шесть в каждом. Размеры ее средние – 32.5 х 18.5 м, на восток направлена полукруглая апсида. Полы среднего нефа вымощены мрамором, боковых – украшены мозаикой. Стены храма украшали фрески, которые после реконструкции перенесли в экспозицию музея.
Постройка датируется VI в., причем, скорее всего, фундаментом для нее послужил более ранний храм. В X в. базилика была разрушена, и в ее середине поставили небольшую часовню, точно так же, как в «Базилике в базилике».
Эта схема, применяемая на многих объектах – «вписывание» небольших новых построек в масштабные прежние – заставляет предположить, что далеко не все тайны древнего города раскрыты учеными. Почему примерно в одно время исчезают постройки V – VI вв. и их место занимают новые, значительно более скромные по размерам и отделке? Возможно, тому виной землетрясение, разрушившее кладку, а времени и средств на восстановление зданий в прежнем облике не нашлось? Много работы предстоит проделать археологам, чтобы узнать об этом.
А пока ученые спорят о времени постройки различных частей строения и их предназначении, посетители фотографируются на развалинах самой романтичной и фотогеничной базилики Херсонеса. Ряды белых колонн на фоне синего неба стали символом музея-заповедника, да и самого древнего города.
Режим работы музея - http://chersonesos-sev.ru/rezhim.php
Стоимость посещения - http://chersonesos-sev.ru/stoimost.php
(c) Жиркова Мария