Исторический центр Енисейска, Красноярский край
Мнение посетителей
Описание
Еще в 1619 году отряд тобольских казаков с предводителем Максимом Трубчаниновым построил на левом берегу Енисея острог. Он сначала назывался Тунгусским, затем Кузнецким, позже — Енисейским. Последнее название и унаследовал город. Стены первого острога были сложены из заостренных бревен. По углам располагались башни, а внутри были амбары, таможенная и съезжая избы, двор воеводы и тюрьма.
В 1847 году на Енисейских золотых приисках было добыто более 1200 пудов золота, что составило 95% всего золота, добытого в России.
Острог стоял на пересечении дорог, по которым двигались переселенцы, каторжники и купеческие обозы в Восточную и Южную Сибирь. Тут же скрещивались торговые пути из Монголии, Якутии, Китая. Через город «пролегала дорога большая, проезжая, — ездят государевы посланники и гонцы, и всякие служилые люди», — писал современник, поэтому город быстро рос, превращаясь в важный торговый, военный и административный центр Сибири. Здесь проходила крупная пушная ярмарка, на которую съезжались купцы со всей России, в память об этом на гербе Енисейска изображен соболь. Новая страница в истории города открылась, когда в енисейской тайге было обнаружено золото. Тысячи старателей, охваченных «золотой лихорадкой», устремились в эти края, а перевалочным пунктом служил Енисейск. Однако затем последовал спад, и к концу XIX века Енисейск становится обычным уездным городом, захолустным, как и многие уездные русские города, с кабаками и без всякой промышленности.
Сейчас в Енисейске около 20 000 жителей. Исторический центр включает в себя множество памятников XVII–XIX веков. Его архитектурная доминанта — Енисейский Спасо-Преображенский мужской монастырь со Спасским собором и надвратной церковью. Дополняет панораму города женский Рождественский монастырь и несколько церквей. Сохранились здесь дома, принадлежавшие в прошлом купцам и дворянству.
В Енисейске в 30-х годах XVII века нес службу казак Семен Дежнев, тот самый, что сумел на 80 лет раньше Витуса Беринга открыть пролив между Америкой и Азией.
Спасо-Преображенский монастырь
Енисейский Спасо-Преображенский монастырь, основанный в 1642 году, — одно из самых значимых сооружений сибирского зодчества. Долгое время он был бедным и малолюдным. Постройки его были деревянными, но с ростом богатства города в первой трети XVIII века здесь стали появляться каменные здания. Целостный ансамбль монастыря сложился к концу XVIII столетия. Расположенный на самом высоком месте Енисейска, он вобрал в себя как черты традиционного русского зодчества, так и элементы европейского искусства XVIII века. Здесь можно увидеть мотивы так называемого «тобольского барокко» с более строгими и грубоватыми линиями, прекрасно гармонирующими с окружающей природой.
На территории монастыря, помимо культовых зданий, располагались и хозяйственные постройки, конюшня, кузницы, погреба, баня и жилой монашеский корпус. При монастыре существовала богатая для своего времени библиотека духовной литературы примерно из двухсот книг. Были среди них и особо ценные печатные манускрипты XVII века, изданные в Киево-Печерской лавре и в Кутейном монастыре. Также во владении монастыря находились древние иконы старого письма. Из них особо почитался чудотворный образ Спаса Нерукотворного, который, по преданию, был принесен сюда из Эфеса каким-то паломником.
С 1780-го по 1856 год в монастыре действовало духовное училище, переведенное затем в Красноярск.
А с 1828-го по 1831 год здесь содержался в заключении декабрист Николай Бобрищев-Пушкин.
После революции монастырь ждала печальная судьба, он был закрыт. Имущество разорено, здания частично разрушены. В 1937–1938 годах на его территории даже происходили массовые расстрелы.
После передачи монастырских зданий церкви в 1990 году началось восстановление стен и соборов по историческим образцам, которое на сегодняшний день практически закончено.
Церковь Захарии и Елизаветы
Кирпичная надвратная церковь во имя праведных Захарии и Елизаветы в Спасо-Преображенском монастыре была возведена на средства купца Лобанова из Архангельска. Строительство началось в 1785 году и продолжалось одиннадцать лет. Освятили храм в 1822 году в память пророка Захарии и его супруги праведной Елизаветы, родителей Иоанна Предтечи. В 1852-м его расширили. Появилась галерея с двумя приделами. К сожалению, большой пожар 1869 года повредил церковь, и она была восстановлена в изначальном виде лишь в 1875 году. В советское время она лежала в руинах, сохранился лишь нижний ярус. К весне 2012 года полностью восстановлена.
Спасский собор
Величественный Спасский собор появился на месте, где стояла когда-то деревянная церковь. Она погибла во время пожара, и в 1731 году началось возведение каменного собора, освященного в 1750 году. Первоначально и этот собор был невелик, лишь позже к нему пристроили придел Ильи Пророка, колокольню и Покровскую церковь.
После того, как в 1930 году собор закрыли, в нем многие десятилетия располагался склад. Спасский собор — яркий образец сибирского культового зодчества, он является сплавом традиционных черт древнерусской храмовой архитектуры и своеобразного «уральского», или «сибирского барокко». Это одно из самых ранних творений енисейской школы, которую характеризуют крупные детали, вычурные формы с восточными мотивами, а также усиленная декоративность, называемая «узорочье». Также отличительным элементом этой школы является постепенное уменьшение объемов от основания вверх.
Иверский (Рождественский) Енисейский женский монастырь
Второй из двух монастырей Енисейска — женский. Основан он был еще в 1625 году. Первоначальное его название — Рождественский, но после большого пожара, когда в огне погибли почти все монастырские строения, в 1872 году переименован в Иверский, по названию главного собора, освященного в честь Иверской иконы Божьей Матери.
Когда в конце XVII века в Енисейске появились первые ссыльные, монастырь стал местом заключения для некоторых из них. Например, здесь жила в заточении юная Прасковья Салтыкова, мать будущей российской императрицы Анны Иоанновны. В Енисейск семья ее отца была сослана за поддержку Лжедмитрия. К царскому двору опальных бояр вернула царевна Софья. Именно она и выбрала Прасковью в жены своему брату Иоанну Алексеевичу. Монастырь несколько раз уничтожался пожарами, поэтому до нашего времени дошли постройки в основном XIX века, в частности, монашеские кельи и ограда. Как и многие другие монастыри, Рождественский был закрыт в 20-х годах ХХ века. Вновь открыт лишь в 1998 году, тогда же были возвращены богослужения и в Воскресенскую монастырскую церковь.
Успенский храм
На самом высоком месте Енисейска, в его Нагорной части, которая видна со всех окрестностей, стоит Успенский храм. По своей архитектуре он повторяет главный храм города — Преображенский собор: пятиглавый, с затейливым барочным завершением, с колокольней под куполом и со шпилем. Все это типичные черты «сибирского барокко».
Строился он долго, в несколько этапов. Начато строительство было еще в 1793 году, велось оно на средства местных купцов Трескиных. Церковь задумывалась как двухэтажная и сооружалась на месте существовавшей ранее деревянной кладбищенской церкви. В июле 1799 года состоялось освящение Успенского храма на первом этаже. Это был теплый храм, а второй — летний храм Апостолов Петра и Павла — находился на втором этаже. Его строительство началось в 1794 году, а освящение было проведено в 1818 году. Примерно в это время храм был обнесен каменной оградой. Местное купечество активно участвовало в строительстве церкви. Так, в 1825 году началось возведение пристройки к северному фасаду, в котором расположился храм Святителя Иннокентия, Иркутского чудотворца. На его постройку выделил средства енисейский купец Кобычев, а проект его создал Воцкий, губернский архитектор.
В 1648 году Енисейск управлял всеми поселениями в Забайкалье и на Ангаре, и даже Красноярск был у него в административном подчинении.
Придельный храм тоже был надстроен вторым этажом, и местное купечество выделило деньги на устройство там храма Александра Невского. В 1930 году храм был закрыт. В разные времена в нем располагались клуб и общежитие для ссыльных. Красивое пятиглавие было уничтожено. И лишь в 1946 году, когда храм вернули церкви, он был восстановлен, но в более грубом и упрощенном виде. Его комплексная реставрация началась в 2008 году.
Богоявленский собор
Богоявленский собор — первый каменный храм Приенисейского края. Когда-то он был главным собором в Енисейске, для его строительства из Тобольска пригласили талантливого зодчего Федота Чайку. Тот, собственно, приехал в город с целью создания гостиного двора. Но по просьбе прихожан и духовенства на собранные всем миром деньги согласился возвести каменный собор. К несчастью, храм, построенный артелью Чайки, погиб при пожаре. Новый собор с двумя приделами, Введенским и Сергиевским, вырос в 1732–1750 годах. Средства на его возведение давали купцы Надеждины. У храма имеется высокая колокольня со шпилем, а стены богато украшены декоративными элементами.
Как и большинство построек Енисейска, собор несколько раз восстанавливался и перестраивался после пожаров, а в 30-х годах прошлого века был полностью разрушен. Сейчас он восстанавливается.
В 1913 году Енисейск посетил известнейший путешественник и исследователь Севера Фритьоф Нансен.
Соборная мечеть
В Енисейске существовали не только православные храмы. В 1892 году губернское правление разрешило мусульманской диаспоре построить в городе Соборную мечеть. Здание мечети, появившееся в самом конце XIX века, сохранилось до нашего времени.
Главный дом усадьбы купца Дементьева
Не одни храмы составляют архитектурное наследие Енисейска. В городе сохранились и жилые дома, и общественные постройки, в основном ХIХ века. По ним можно представить, как выглядел типичный уездный русский город. Почти все они внесены в охранный список. До наших дней сохранились постройки XVIII века, например, такие, как Воеводский дом, самое старое из городских зданий, здание присутственных мест, дом купца Грязнова и усадьба Евсеева.
В XVII веке Енисейск был центром иконописи.
Невысокие постройки, не более одного-трех этажей, выполненные в эклектичном стиле, они сочетают в себе типично русские черты архитектурных элементов классицизма и барокко. Одним из таких домов является Главный дом усадьбы купца Дементьева, построенный в начале XIX века. Это каменный дом с мезонином в полтора этажа. На главном фасаде расположен портик с колоннами. В доме находились торговые помещения. Сохранилась только эта постройка, а когда-то усадьба включала в себя пять каменных магазинов, три каменных кладовых, деревянные амбары, баню, деревянные магазины и типографию.