Всего в Смородине 130 994 объектов и 12 027 участников

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
Путешествия по России

Иволгинский Дацан, село Верхняя Иволга, Республика Бурятия

Рейтинг oбъекта: 1

Мнение посетителей

Архитектурный ансамбль
Буддистский храм
Место паломничества
Монастырь

Республика Бурятия, Иволгинский район, село Верхняя Иволга
Широта: 51.758065 (51° 45' 29.034" N)
Долгота: 107.203217 (107° 12' 11.581" E)
Без выходных: круглосуточно
Иволгинский Дацан: тел. 8-3014-023-377; 8-9021-698-108, datsan@yandex.ru
Полнота информации
100%

Описание

Неожиданно для многих после окончания Великой Отечественной войны власти пошли на небольшие уступки. И хотя в восстановлении старинных дацанов XVIII века буддистской общине было отказано, власти выделили ей землю в болотистой местности, неподалеку от поселка Верхняя Иволга, в 30 километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ. Одна из зажиточных бурятских семей пожертвовала под храм собственный небольшой дом. Он обустраивался силами добровольцев и лам, также неожиданно амнистированных после войны. Именно из этой постройки впоследствии вырос Иволгинский дацан.

«...Он был построен, когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать ее...» — писал о дацане Далай-лама XIV.

«Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хиид» — так полностью звучит название дацана на бурятском и переводится как «монастырь, где вращается колесо учения, полное радости и приносящее счастье». В тибетской традиции дацанами принято называть «факультеты» буддистских университетов, на которых изучают философию и медицину при монастырях. Однако в России, вероятно, из-за долгих периодов изолированности буддизма от внешних влияний, за дацаном закрепилось значение не только университета, но и монастыря.

    На сегодняшний день в России около 3 миллионов буддистов — это третья по численности конфессия в нашей стране.

Сегодня, много десятилетий спустя, Иволгинский дацан — это монастырский комплекс их восьми сооружений, включающих храмы, библиотеку, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину. Слава о нем распространилась далеко за пределы России. И связано это не только с современным духовным образованием, но и с именем Даши-Доржо Итигэлова, лидера буддистов России начала XX века, сподвижника Далай-ламы XIV.

Итигэлов перед смертью в 1927 году обратил к монахам две просьбы: читать о нем особую заупокойную молитву и «навестить его тело через 30 лет». Монахи не решились читать подобную молитву при еще живом учителе. Тогда Итигэлов, заняв позу лотоса, сам начал ее читать и так ушел в лучший мир. Не меняя положения тела его похоронили в кедровом саркофаге в Хухэ-Зурхэн, неподалеку от Улан-Удэ. В 1957 году, к тому моменту, когда покойного осмотрели в первый раз, на территории нынешнего Иволгинского дацана уже стоял небольшой храм-сумэ и несколько домов для лам. На теле Итигэлова не было следов тления. После проведения обрядов и смены одеяния тело снова захоронили. В следующий раз нетленное тело Итигэлова подняли в 1973 году и погребли вновь.

Дацан рос. Возникали новые храмы, росло количество монахов и лам. Буддизм в России стал возрождаться. В сентябре 2002 года саркофаг выкопали. Ученые, которые всегда скептически относятся к подобным историям, предложили сделать экспертизу тела. Она показала, что суставы Итигэлова остались подвижными, а кожа мягкой. Эксперты не смогли объяснить этот феномен. А монахи ответ знали и так. Они перенесли тело Итигэлова в дацан и вместе с добровольцами воздвигли для него специальную постройку, самую красивую во всем комплексе дацана.

Сегодня паломники из близлежащих регионов и из других стран приезжают специально, чтобы увидеть нетленное тело двенадцатого Пандито Хамбо-ламы. Считается, что Итигэлов помогает тем, кто его просит. А дацан продолжает развиваться, превратившись за несколько десятилетий из небольшого синего домика в монастырский комплекс — со своей рощей бодхи и живыми косулями, которые ежедневно слушают молитвы монахов, повторяющих слова Будды, сказанные 2500 лет назад.

Что необходимо сделать в Иволгинском дацане:

  • Обойти храм по часовой стрелке и покрутить барабаны «хурдэ».
    Согласно традиции, прежде чем войти в буддистский храм, его следует обойти кругом. По пути вы увидите барабаны «хурдэ», внутри которых лежат свитки с мантрами. Буддисты считают, что прокручивание этих барабанов равносильно молитве.
  • Поставить свечку.
    В буддистских храмах ставят свечи особым образом. Внутри большой спирали благовоний закрепляют записку с именем, после чего ее поджигают и подвешивают к потолку. Когда бумажка колышется от дыма или ветра — это равносильно молитве.
  • Поговорить с ламой.
    Ламы очень приветливы и могут ответить на любой вопрос, который вы бы им ни задали. Следует знать заранее, что после разговора принято делать небольшое пожертвование.
  • Сходить на прием к врачу.
    В любом буддистском университете чаще всего обучают традиционной тибетской медицине. Врач продиагностирует болезни по пульсу, после чего сделает для вас лекарство из трав.
  • Увидеть Итигэлова.
    Нетленное тело Пандито Хамбо-ламы Итигэлова находится в отдельном здании дацана. Говорят, что если до него дотронуться, уходят недуги и сбываются желания.

Как нужно вести себя в дацане

Лама или монах вряд ли будут делать замечания посетителям относительно поведения или внешнего вида. Терпение — одна из основ буддизма. Тем не менее, есть пожелания, выполнение которых позволит чувствовать себя в дацане комфортно и никого не смущать.

  • Сумки должны быть сняты с плеч. Руки и ноги прикрыты.
  • Не следует поворачиваться к статуям спиной и показывать на них пальцем
  • На выходе из дацана стоит аршан - сосуд с водой. Нужно зачерпнуть из него воду правой рукой и перелить ее в левую, сделать три глотка, а остальное вылить на голову. Этот ритуал символизирует очищение.

Символы буддизма

Ступа

Ступы (по-бурятски «субурган») символизируют эпизоды из жизни Будды. Они могут иметь восемь различных форм, символизирующих рождение, этапы просветления и чудеса, которые творил Будда.

Шафрановый цвет

Символизирует мудрость, чистоту и божественное откровение. По преданию, в древности буддийские монахи одевались в белое. Однако после очередного купания их одежда сама собой стала цвета шафрана.

Дерево бодхи

Считается, что это реальный вид дерева, получивший в настоящее время название «фикус священный». Сейчас его можно увидеть в любом буддийском монастыре или храме. Именно под таким деревом, по легенде, Сидхартха Гаутама достиг полного просветления.

Лань

Предание гласит, что когда Будда читал пяти аскетам в лесу свою первую проповедь «Поворот колеса учения», из-за деревьев показались две лани. Они слушали Учителя, а после того как проповедь была закончена, скрылись в лесу. С тех пор лань символизирует «принятие учения». Ее скульптурное изображение можно встретить на территории буддийских монастырей.

Зонт

Не исключено, что буддийский монах с зонтиком просто пытается защититься от жара или дождя. Однако зонт в буддизме символизирует еще и благие деяния, направленные на защиту от ударов судьбы.

Лотос

Лотос символизирует чистоту. В этом цветке заключается метафора буддизма. Лотос растет в мутной и грязной воде, тем не менее, всегда остается чистым.

Объекты поблизости

Радиус: м.
Развернуть карту
Свернуть карту

Как добраться