Кладбище дервишей
Мнение посетителей
Описание
Ущелье Марьям-Дере близ Бахчисарая стало местом, где сошлись три религии. Недалеко друг от друга находятся и православная святыня – и греческий монастырь Успения Девы Марии, и древний караимский некрополь, называемый Иосафатовой долиной, и здесь же – неприметные остатки мусульманского кладбища Газы Мансур.
Как сказано в одной крымско-татарской легенде, в давние времена под Бахчисараем проживал весьма уважаемый, но очень бедный человек Газы Мансур – один из тех, кто в эпоху первых халифов пришел в Крым из Аравии проповедовать ислам. И якобы он был соратником самого Пророка, во всяком случае, так утверждал известный татарский просветитель Исмаил Гаспринский. В конце своей жизни, в возрасте ста лет, Газы Мансуру, несмотря на бедность, посчастливилось отправиться в хадж – за какого-то тяжело больного богатого горожанина. Когда он оказался в Мекке, имам ее мечети поразился его возрасту и предложил остаться в городе навсегда, так как обратный путь оказался бы слишком опасен для него. Старец, больше всего на свете любивший родной Крым и мечтавший снова оказаться дома, отказался. Но вернуться домой живым ему не судилось – на обратном пути разбойники обезглавили его.
Легенда гласит, что любовь к родной земле оказалась настолько велика, что даже смерть оказалась бессильна. Когда соседи старика перестали ждать его возвращения, решив, что тот умер по дороге, мальчик, собиравший орехи в саду, вдруг увидел идущего к дому Газы Мансура, который нес в руках собственную голову. От ужаса мальчик лишился чувств, а когда очнулся, обнаружил неизвестно откуда взявшийся под ореховым деревом могильный камень.
С этого чуда и началось почитание Газы Мансура, могила которого стала азизом – священным для мусульман местом. Впоследствии, когда в Крым пришли первые мусульмане из Золотой Орды, суфийские шейхи Рамазан и его товарищ Халил отыскали эту могилу и остались здесь навсегда, основав текие – суфийскую обитель. По некоторым сведениям, к обустройству этого текие приложил руку даже сам крымский хан Менгли-Гирей.
С тех пор в нем жили дервиши – мусульманские монахи, приверженцы суфизма. Как и христианские монахи, они искали спасения души в отшельнической жизни, аскетизме и молитве. Дервиши могли странствовать по миру, питаясь подаянием, но многие из них предпочитали жизнь в общинах. В отличие от христианских отшельников, им не возбранялось жениться, однако большинство принимали обет безбрачия. Дервиш не имел никакой собственности – если он чем-то владел, обязательно делился этим с нуждающимися. Дом его принадлежал Аллаху и поэтому был открыт для всех. По таким правилам жило и текие Газы Мансура.
Сейчас на месте обители только груды позеленевших камней в зарослях, да каменные плиты, некогда бывшие полом. А когда-то под сенью деревьев стояло уютное каменное здание с двориком, покрытое черепитчатой крышей. Внутри — три могилы, на надгробиях которых выбиты имена – Газы Мансур, Рамазан и Халил. Рядом с текие находился колодец со святой водой – аясмой, обладавшей, по верованиям, целительной силой. Перед молитвой паломники совершали обязательное ритуальное омовение – вуду. Верили они и в то, что прикосновение (и даже взгляд) дервиша исцелит их от болезней и принесет удачу.
Вокруг текие на склонах ущелья располагалось кладбище, принадлежавшее общине дервишей. Сейчас из множества надгробий, покрытых затейливыми арабскими письменами, целым сохранился едва ли десяток. Старейшие из этих памятников относятся к XIV-XV вв.
Обитель просуществовала почти до нашего времени, в течение веков привлекая паломников со всего Крыма: сотни их заполняли дворик и близлежащие склоны в ожидании ежегодной торжественной «службы» дервишей. Прийти сюда просто для молитвы можно было в любое время года, унося затем родным и близким аясму.
Разрушили его во время депортации крымских татар в середине 1940-х. От текие буквально не осталось камня на камне - уничтожили большую часть надгробий, колодец со святой водой завалили камнями. Так закончилась история монастыря, но место по-прежнему почитаемо крымскими татарами. Несколько лет назад очистили и восстановили священный колодец. Еще недавно почти забытый азиз Газы Мансура снова становится местом паломничества как верующих, так и тех, кто любит Крым и интересуется его историей.
(c) Володин Всеволод