Ларишес
Мнение посетителей
Описание
«Ларишес» (фр. richesse – богатство) — это не уютный ресторанчик в Старом порту Марселя и не ювелирный магазин где-нибудь на Елисейских полях. Вывеска с таким названием украшает здание на окраине Бахчисарая. Светлая двухэтажная постройка в районе Староселья (Салачик) – бывший корпус Менглигиреевского института (1917-1920). Сегодня здесь находится Крымский исторический музей. Его уникальное собрание действительно настоящее богатство и таки имеет французские корни.
Из промышленного и делового центра Франции, Лиона, до крымского горного ущелья Биюк-Ашлама-Дере. Такой путь проделали сотни раритетов, связанных с историей Крыма, прежде чем получить бахчисарайскую прописку и стать музейной экспозицией. Вояж организовал владелец коллекции Гулливер Альтин (Алтын). Собирать артефакты он начал еще в начале 2000-х, проживая на территории Западноевропейского шестиугольника. На интернет-аукционах крымский татарин Альтин приобретал редкие старинные предметы, иллюстрирующие историю полуострова. А затем создал виртуальный музей «Ларишес». По словам владельца, его музейная коллекция – пока единственная, собранная с помощью Всемирной сети. География покупок охватывает 35 стран, более 300 городов. Со временем коллекционер решает перевезти имеющиеся ценности на историческую родину. Так в 2011 г. музей «Ларишес» обретает реальный, а не интернет-адрес, в Бахчисарае на улице Басенко.
Здание под номером 57 «Л» когда-то являлось частью известного учебного заведения Зынджырлы-медресе. Это так называемый новый корпус, построенный в 1908-1909 гг. Образец типовой гражданской застройки начала ХХ в. Пример эклектичного зодчества. Простота и четкость неоклассицизма переплелась в нем с элементами архитектурного историзма и деталями декора, характерными для южных построек. 8 ноября 1917 г. тут торжественно открылся Институт Менгли-Герея, получивший статус национального. Через три года его закрыли. А спустя почти столетие храм науки превратился в сокровищницу крымской истории.
2 июня 2011 г. музей «Ларишес» официально встретил первых посетителей. Около двух тысяч экспонатов условно разделены на несколько отделов и размещаются в хронологическом порядке в семи залах.
Первый слегка напоминает школьный кабинет географии. Здесь повсюду карты: на разных языках, разного размера и года издания. Крымские, османские, европейские и даже американские. Их объединяет главное – уменьшенное изображение полуострова Крым. Все экспонаты – оригиналы 1552–1942 гг., за исключением двух репродукций. Этот зал носит имя крымскотатарского топографа нач. ХІХ в. Ахмеда Кырыми. Кстати, в свое время именно карта – Крыма и Северного Причерноморья 1835 г. – стала первым раритетом, приобретенным Гулливером Альтиным для будущего музея.
Второй зал «Девлет» («Государство») раскрывает историю Крымского Ханства. На стенах изображения ханов. У одного из портретов экскурсоводы, как правило, останавливаются чуть дольше. Это Гази Герай — дальновидный политик и отважный воин. А еще меценат, талантливый поэт и композитор, автор десятков музыкальных произведений. Интерес к этому выдающемуся крымскотатарскому деятелю проявил даже Гарвардский университет, издав о Гази Герае целый трактат. Развитие дипломатических отношений Крыма с Россией, Польшей, Австрией, Швецией, Данией иллюстрируют изображения послов того времени. Здесь же портреты людей, оставивших заметный след в истории науки и культуры, литературы и искусства Крымского ханства.
Гордится музей и собранием раритетных книг европейских и османских путешественников, дипломатов, ученых-этнографов, посетивших Крым в XVI-XIX вв. Эпистолярное собрание – личная и официальная переписка правителей. Библиофонд дополняют книги и манускрипты трудов крымских ученых, богословов, историков и поэтов XIV-XIX вв. Например, манускрипт по исламскому праву 1687 г. из 400 рукописных страниц. Документ совершил своеобразное турне: когда-то он хранился в медресе селения Отаркой (ныне Фронтовое), потом попал в Турцию, оттуда в Голландию, и вновь вернулся в юго-западный Крым. Еще один любопытный экспонат – открытка с изображением Кафы (Феодосии) – уже отметила 500-летний юбилей.
В отделе «Миллет» («Народ») – литографии, оригиналы работ О. Раффе, К. Боссоли, Ш. Жирардо, Дж. Скелтона, Фероджио. Художники изобразили природные объекты, исторические достопримечательности, сцены из жизни населения полуострова. Среди наиболее известных авторов Христиан Готфрид Генрих Гейслер. В 1793-94 гг. он сопровождал путешественника и ботаника П.С. Палласа в поездке на юг России, запечатлевая на бумаге костюмы местных жителей и виды Крыма. Затем объединил их в серии гравюр и в течение нескольких лет издавал в Лейпциге. Британский художник Уильям Симпсон (1823-1899) стал непревзойденным хроникером Крымской войны. В своих работах он отразил не только исторические сражения, но и солдатские будни, нелицеприятные стороны оккупации. А также запечатлел севастопольские храмы и панорамные ландшафты окрестностей города. За активную разработку темы заслужил у соотечественников прозвище «Крымский».
Экспонаты третьего зала представляют исторический период конец ХVIII – конец XIX вв.: последние ханы, потеря государственности, Крым в составе Российской империи, Крымская война 1853-1856 гг.
История полуострова 1917-1944 гг. освещена в зале «Джумхуриет» («Республика»). На стенах и в витринах под стеклом книжные раритеты, документы, фотографии. Отдельного внимания заслуживают предметы быта крымских татар конца XIX – начала XX вв. Элементы ярких, самобытных костюмов, украшения. А также медная посуда: металлический гравированный поднос (сини), сосуд для воды (гугум), кувшин для омовения (куман), кофеварка (джезве) и прочие.
Далее – фотозал. В нем более 500 уникальных снимков, сделанных немецкими оккупантами в 1941–1943 гг. На фотографиях фрагменты жизни полуострова до депортации крымских татар.
«Унутма» («Помни»). Так называется отдел, где представлены работы известного крымскотатарского живописца Рустема Эминова. В них – боль и страдания – эпизоды депортации. Автор картин из семьи, которую эти события не обошли стороной. Художник вернулся в Крым лишь в 2005-м. О трагических страницах истории своей родины он знает из воспоминаний отца и деда. По словам Гуливера Альтина, не удалось найти ни одного фотодокумента, отражающего насильственное выселение татар из Крыма. Картины Рустема Эминова – достойная альтернатива.
«Развеяться» помогает следующий зал, где гостей встречают приятные взору пейзажи, красота и многообразие природы Крыма, его неповторимый колорит: пышные сады и раскидистые виноградники, древние улочки и крымскотатарские дома, крытые красной черепицей, величественная Хан-Джами… Это выставка работ живописца Нури Якубова – заслуженного художника АРК.
Картинную галерею продолжают произведения современных крымских мастеров живописи и графики.
В 2013-м в «Ларишес» открылась выставка «История крымской науки, историографии и литературы XIII–ХIХ вв.». В экспозиции материалы о деятельности 200 крымских ученых, богословов, историков, поэтов и литераторов. Уникальные документы – оригиналы рукописей XV–XIX вв., печатные экземпляры поэтических сборников, историографических и научных трудов XIX в., цветные копии титульных страниц редчайших рукописных произведений крымских авторов XIII–XIX вв., образцы каллиграфических панно (левха) известных османских мастеров крымского происхождения. Один из наиболее ценных предметов – фотокопия рукописного списка (эльязма) поэмы Махмуда Кырымлы «Юсуф и Зулейха» (XIII в.). Это произведение считают самым ранним памятником крымскотатарской литературы. Выставка, уникальная по своей тематике и информационному объему, стала постоянно действующей.
В «Ларишес» говорят, 90% музейного фонда не имеет аналогов в Украине. Здешняя коллекция является крупнейшим собранием изображений Крыма и крымских татар с 1513 г. и до середины ХХ в.
Завершив путешествие по «Ларишес» (общая площадь 500 кв.м., выставочные залы 350 кв.м.), далеко уйти от музея вряд ли получится. Ведь он расположен в месте первой столицы Крымского ханства. Сегодня на территории историко-архитектурного комплекса «Девлет Сарай» находятся: мавзолей первых Гераев (1501-02 г.), высшее учебное заведение ханского времени – медресе "Зынджырлы" (1500 г.), развалины общественных бань, а также могила выдающегося крымскотатарского просветителя Исмаила Гаспринского. Каждый из этих объектов заслуживает особого внимания и отдельной экскурсионной программы.
Адрес: г. Бахчисарай, ул. Басенко, 57 «Л»
(c) Гвилава Лидия