Малый Иерусалим
Мнение посетителей
Описание
(c) Соловьева Евгения
«Малый Иерусалим» — пешеходный экскурсионно-туристический маршрут по улочкам средневекового Гезлeва. Его на первый взгляд несколько пафосное название вполне оправдано: на небольшом участке «старого города» буквально «лицом к лицу» собраны культовые сооружения семи различных конфессий, исторические объекты и здания — общим числом до 20.
После захвата великим визирем Порты Гедик Ахмед-пашой генуэзских крепостей Северного Причерноморья и Мангупского княжества в 1478 г. им был заключен договор с Менгли-Герай ханом, согласно которому «морское побережье Крымского острова будет [принадлежать] роду Османов, а степи, находящиеся внутри острова, будут народа татарского». Великий визирь Кефе (ныне г. Феодосия) Сандживан-паша обратил внимание на Каламитский залив и, получив соответствующий султанский фирман, начал строительство здесь оборонительной крепости, тем самым положив начало второму расцвету города после эпохи колонизации Таврики греками и основания ими здесь полиса Керкенитиды.
С давних времен Керкенитиду-Гезлев-Козлов-Евпаторию населяли разные народности. Османский путешественник XVII в. Эвлия Челеби упоминает проживающих в нем наряду с крымскими татарами «два мусульманских квартала, 2 квартала цыганского народа и 1 квартал армянских неверных», а ведь кроме них здесь жили еще и караимы, евреи, христиане ... Путешествие по маршруту «Малый Иерусалим» дает возможность представить, насколько тесным было это многонациональное смешение.
Знакомство начинается у восточного входа в древний Гезлев — Одун-базар-капусу — ворот Дровяного базара (ул. Караева,13а). Построили их в XV в., снесли в эпоху СССР, а в восстановили уже в наше время, в 2007 г. Во время реконструкции постарались не только соблюсти технологии средневековых зодчих, но и подобрать материалы той эпохи из старых крымских строений. Сейчас в одном из внутренних помещений ворот выставлен уникальный макет средневековой Евпатории.
Караимские кенасы (ул. Караимская, 68) — храмовый комплекс малочисленной народности крымских караев (или караимов), населявших когда-то многие города полуострова, в том числе «пещерные» — Чуфут-кале и Мангуп. Нынешний комплекс, состоящий из Большой и Малой кенас, религиозной школы (мидраш), хозяйственного двора и нескольких внутренних двориков возведен на месте древнего храма в промежутке между 1807-1815 гг., отреставрировали его в период 1991-2007 гг.
Синагога Егия-Капай (ул. Караимская, 47) — пожалуй, самое новое здание всего маршрута. Построена она в 1912 г. на деньги живших неподалеку ремесленников. Кроме традиционной шестиугольной звезды на фронтоне здания можно увидеть библейскую символику: Ковчег со скрижалями, содержащими Десять Заповедей.
Главная синагога Евпатории, также называемая Купеческая, или Торговая, (угол ул. Караимской и Тучина) возведена еще в ХІХ в., полностью реконструирована в 1911-1912 гг. архитектором А.Генрихом. В годы Советской власти здание синагоги использовалось под складские помещения, неоднократно перестраивалось и окончательно утратило свой первоначальный облик. Ныне от него осталась только двухэтажная прямоугольная башенка.
Текие дервишей (ул. Караева, 18) — единственное на Крымском полуострове культовое сооружение древнего ордена суфийских дервишей «Мевляне». Комплекс включает в себя непосредственно здание текие с главным залом и кельями суфиев, остатки мечети Шукурла-эфенди и бывший чайный домик, где размещена краеведческая экспозиция по истории крымских татар в Евпатории.
Армянская церковь Сурб Никогайос (ул. Интернациональная, 44) — церковь св. Николая первой половины ХIХ в. Располагается на территории прежнего армянского квартала. Архитектура храма полностью воспроизводит храм в Феодосии, где крестился и венчался известный художник Иван Айвазовский.
Мечеть Джума-Джами (ул. Революции, 36). Построенная в 1552-1567 гг. она является самой большой мечетью на территории Крыма: ее высота 27 м, а высота двух минаретов по 36 м. Мечеть строилась Девлет-Гераем для проведения инаугураций крымских ханов, назначаемых на престол Османской Портой. Автор проекта — главный архитектор султана Сулеймана Великолепного Ходжа Синан.
Собор св. Николая (ул. Тучина, 2) сооружен в 1899 г. рядом с более ранней церковью во имя Святителя Николая, действовавшей в городе еще в конце ХVII в. в память освобождения Крыма от союзных войск во время Крымской войны. Впоследствии старую церковь разобрали, оставив только памятный знак в том месте, где находился ее престол. Свято-Николаевский собор — одна из «визитных карточек» исторической части города и один из самых больших христианских храмов полуострова, вмещающий одновременно до 2000 человек.
Церковь святого пророка Илии (ул. Братьев Буслаевых, 5) принадлежит греческой общине Евпатории. Подготовка, сбор средств и непосредственно строительство этого сооружения продолжалось без малого 20 лет; завершилось оно уже при Советской власти (1918 г.). Некоторое время церковь оставалась действующей, поскольку часть ее прихожан были греческими подданными. В 1936 г., когда верующие не смогли организовать ремонт здания, церковь закрыли. Полностью восстановить храм удалось только в 2003 г., сейчас там проводятся службы, а в церковной лампаде горит живой огонь, доставленный в Евпаторию из греческого города-побратима Закинтос.
Турецкие бани (ул. Караимская и ул. Красноармейская, 20) — две из действовавших в древнем Гезлеве пяти общественных бань. «Их здания, воздух и вода очень приятны, это радующие сердце светлые бани... Вся утварь там чистая, а все банщики расторопные и ловкие красавцы с печатью солнца на лицах, они прислуживают при пожелании и приказе», — свидетельствовал Э. Челеби. Первые находятся на территории частного владения; вторые планируется отреставрировать и открыть для посещения экскурсий.
Путешествие в историю крымского средневековья постоянно расширяется, обрастая новыми деталями и объектами. Совсем недавно при проведении реставрационных работ на фасаде одного из жилых домов «старого города» (ул. Тучина) под слоем штукатурки строители обнаружили фрагменты древней постройки: заложенный ракушечником арочный вход. Стену над аркой украшает резьба — кувшин с цветами граната, окруженный орнаментом. Удалось также разглядеть очертания птиц и кипарисов. К сожалению, большая часть изображения утрачена, однако его характер, а также ориентированное по сторонам света расположение дома позволяют предположить, что это здание — караимский храм. По историческим свидетельствам, в городе существуют еще два до сих пор не найденных учеными полуподземных культовых сооружения караимов.
Городские власти Евпатории постепенно реконструируют дома, расположенные вдоль маршрута «Малого Иерусалима», пытаясь сохранить общий исторический стиль, однако штампованная тротуарная плитка и штукатурка «под старину» все же выдают «новодел», а старые здания, увы, зачастую покинуты хозяевами и постепенно разрушаются. Пока еще сохранившиеся переулки Тупиковый, Банный, Летний — частичка настоящего средневековья в самом центре шумного курортного городка, доступная в любое время.
Официальное открытие пешеходного туристического маршрута «Малый Иерусалим» состоялось 9 июня 2007 г. Первая экскурсия по нему зарегистрирована в Книге рекордов Украины, как самая массовая по числу участников (4877 человек). В настоящее время «Малый Иерусалим» признан ЮНЕСКО одним из 10 интереснейших маршрутов Украины, рекомендованных к посещению.