Московский театр "Тень", г. Москва
Мнение посетителей
Описание
Крошечному, возможно, даже самому маленькому театру уже больше двадцати лет. Его придумали, создали, а теперь и творят в нем спектакли всего два человека — его руководитель, выпускник Строгановского училища Илья Эпельбаум, а также его жена — прежде актриса Московского театра теней, Майя Краснопольская.
Первые пять лет у театра не было своей площадки и потому приходилось много работать по клубам. Это было довольно просто, поскольку тогда еще клубы должны были в обязательном порядке на выходных давать спектакли для детей — вот «Тень» и приглашали с их знаменитой первой постановкой «Волшебная дудочка».
Это семейный театр — и по своей структуре, и по своему зрителю. Подобные семейные театры, сейчас, пожалуй, не редкость, но в самом начале 90-х, когда Эпельбаум и Краснопольская только начинали свое дело, — это было не просто в новинку. Это было непонятно и вызывало недоумение. Однако брызжущая творческая энергия этих двух художников была настолько велика, что им даже помогли с помещением — совсем не большим (прежде там располагался ДЭЗ), но зато своим. Здесь они играют и по сей день.
Своим идеальным зрителем тут считают семьи. В идеале — дети, мама, папа и бабушка, но часто в маленькое пространство «набиваются» одни только взрослые, истосковавшиеся по чуду. Причем при входе в театр совсем не кажется, что ты попал в храм искусств — скорее, в уютный и гостеприимный дом. Так усыпляется ваша бдительность, потому что стоит немножко зазеваться — и вы уже во власти очередной феерической мистификации от чародеев Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской.
«Тень» — это еще и Большой королевский лиликанский театр — настоящий барочный театр с ярусами, ложами, партером, роскошной сценой, занавесом, декорациями, оркестром, зрителями и артистами. Вот только все это — крошечное, миниатюрное. Настолько миниатюрное, что мы — обычные люди — можем, конечно, приобщиться к просмотру этого кукольного действа, но в очень «скромном» количестве. Людей-зрителей на подобный спектакль допускают не больше пяти, но зато они могут наблюдать сквозь раскрытые окошки не только за самой постановкой, но и за ее кукольными зрителями-лиликанами, которые аплодируют, шевелятся и перешептываются по ходу спектакля.
Но есть постановки, куда может попасть и 50 человек — это уже не представления Большого королевского лиликанского театра, но спектакли, что даются в небольшом зале. В репертуаре театра «Тень» — самые разнообразные спектакли: кукольные, музыкальные, драматические, синтетические. От оперы (да-да, именно оперы!) «Лебединое озеро» до «Гамлета» для четырехлетних зрителей. «Гамлет», к слову, разыгрывается с помощью детских игрушек — мишки, мячика и экскаватора. Есть здесь спектакль и вовсе предназначенный лишь для одного зрителя — «Апокалипсис», что разыгрывается на совсем уж крошечных подмостках — спичечном коробке. Играли здесь и спектакль-костер «Легенда о Тэм-Лине», выстроенный «на живом огне» и сыгранный всего три раза — ведь на четвертый он сгорел навсегда; и новогодний спектакль-угощение «Щелкунчик», на протяжении которого каждый из зрителей получал солидную порцию сладких «обитателей» Конфетенбурга; и спектакль-воспоминание об Испании из домика Чайковского в Клину «Парус»; и балет «Смерть Полифема», в котором великана танцует Николай Цикаридзе — вот правда, видит зритель только его ногу — одну, поскольку вторая попросту не помещается.
Кроме того создатели «Тени» не замыкаются только лишь на собственном творчестве. Их двери открыты и для других театральных мастеров. К примеру, тут существует проект «Лиликанский музей театральных идей», в рамках которого на лиликанской сцене ставят «лиликанскими» способами спектакли, не подходящие для большой сцены, многие крупные деятели русского театра. Так, Анатолий Васильев поставил здесь «Мизантропа» Мольера, где ненавидящий всех Альцест сжигал декорации, представляющие Париж. К слову, для каждого нового показа «Мизантропа» приходилось, что вполне логично, заново создавать декорации. Здесь создавал свой спектакль по «неизвестной пьесе Шекспира» Сергей Юрский и творил Тонино Гуэрра, а в дальнейших планах не менее громкие режиссерские имена: Роберт Стуруа, Роман Виктюк, Михаил Левитин, Константин Райкин, Александр Бакши.
Как правило, одновременно в репертуаре театра «Тень» держится не более четырех-пяти спектаклей. Здесь все меняется просто с головокружительной скоростью — приемы, средства художественной выразительности, манеры игры и постановки. Страшно сказать, но даже название меняется. Конечно, в официальных документах, вероятно, всегда будет значиться: Театр «Тень», но сами создатели говорят и пишут на программке — «Тень театра». После выхода оперы «Иоланта» — театр «Тень оперы»; после «Гамлета» — театр «Тень отца» и так далее, и так далее.
Со времени своего основания театр «Тень» участвовал более чем в 40 международных театральных фестивалях. Он многократный номинант и лауреат «Золотой маски», причем был случай, когда в одной номинации с театром «Тень» участвовала Мариинка, но награда досталась маленькому, но такому восхитительному театру.