Мраморный дворец
Мнение посетителей
Описание
Парадное убранство Дворцовой набережной, созданное Эрмитажем, дополняет Мраморный дворец. Построенный Антонио Ринальди на месте Почтового двора эпохи Петра I, архитектурный памятник поражал современников своей необычностью. Что же в дворце привлекало внимание жителей Петербурга XVIII века? Дело в том, что в Северной столице того времени принято было облицовывать фасады штукатуркой. Но итальянский архитектор дворца впервые в городе для отделки фасадов применил природный камень - мрамор и гранит. 32 разновидности мрамора греческих, итальянских, уральских и сибирских пород было доставлено по Неве и использовано во внешнем и внутреннем декоре дворца. Именно поэтому и назван был дворец Мраморным.
История создания дворца неразрывно связана с российской историей. Императрица Екатерина II, вошедшая на престол в результате переворота, организованного Григорием Орловым, решила в 1768 году построить для своего фаворита дворец, который, с одной стороны, представлял собой загородный дом, а, с другой, дворянскую загородную усадьбу XVIII века. Однако 17 лет строительства оказались слишком долгим периодом ожидания: граф Орлов умирает в 1783 году, не дожив двух лет до завершения окончательной отделки дворца. Опечаленная Екатерина II не позволила наследникам графа жить во дворце, выкупив его в государственную казну. В 1796 году в пустующий дворец переселяется внук императрицы - великий князь Константин Павлович, которому бабушка подарила дворец в честь его бракосочетания с принцессой Саксен-Заальфельд-Кобургской Юлианой-Генриеттой-Ульрикой.
К 1830-м годам Мраморный дворец приходит в упадок и ему требуется капитальная реставрация, которую Николай I поручает А.Брюллову. Архитектор полностью обновил внутреннюю обстановку дворца. Очередные кардинальные перемены в убранстве Мраморного дворца произошли в 1888 году, когда великий князь, поэт Серебряного Века («К.Р.») Константин Константинович решил на первом этаже добавить Английский кабинет, Готическую музыкальную гостиную и Нижнюю библиотеку.
Настоящим кошмаром стало для Мраморного дворца советское время. Размещение в залах дворца экспозиций филиала Центрального Музея В.И.Ленина привело к утрате архитектурной отделки второго этажа: камины, декоративные ткани, роспись, живопись были утрачены навсегда. Таким образом, сегодня посетителям дворца не удастся увидеть интерьер Мраморного дворца задумки Антонио Ринальди. Однако внешнее убранство осталось прежним:
высокие полукруглые циркульные прорези окон, украшенные мраморными резными композициями барочного рисунка, колонны коринфского ордена, капители, фигурная башенка для часов на аттике восточного корпуса, гипсовые рельефы десюдепортов, изображающие одноглавого орла с ветвями лавра в клюве.
В 1992 году Мраморный дворец переходит в ведение Русского музея. Сейчас во дворце работает постоянная экспозиция работ иностранных художников и скульпторов («Иностранные художники в России XVIII-XIX веков», «Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских», «Музей Людвига в Русском музее»).
В 1994 году перед дворцом, во дворе, был установлен памятник Александру III, восседающему на коне.