Музей искусства народов Востока, г. Москва
Мнение посетителей
Описание
Музей возник в 1918 году на волне интереса советской власти к сохранению мирового наследия: за пять послереволюционных лет было открыто более 250 музеев по стране. На тот момент в фонд Музея Востока, или Ars Asiatica, как он тогда назывался, вошли восточные коллекции Национального музейного фонда, музея бывшего Строгановского училища, ковровых и антикварных магазинов, складов «Северной компании». Со временем музею передали свои восточные коллекции Государственный исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Политехнический музей и многие другие. Также фонд значительно расширялся благодаря частным собраниям, закупочным и археологическим экспедициям. Многие экспонаты были переданы в дар музею входящими в состав СССР республиками и союзными странами. Особое место в постоянной экспозиции советского периода занимал раздел «Образ вождей пролетарской революции в искусстве нацреспублик». В частности, можно было увидеть, как в творчестве художников советского Востока раскрывается образ Ленина.
-
Окончательное местоположение музея и его коллекции было определено не сразу. Среди бывших залов Музея Востока — дом Гиршмана у Красных ворот, Исторический музей, Строгановское училище, Цветковская галерея на Кропоткинской набережной и здание церкви Илии Пророка на Воронцовом поле.
Сегодня древнейшая китайская керамика II тысячелетия до н. э. соседствует здесь с традиционными ритуальными предметами из Бурятии, которые неопытному глазу кажутся такими же древними, как и китайские, но на деле созданы не более ста лет назад. Это создает иллюзию, будто на Востоке время идет иначе, а где-то и вовсе остановилось. На одном этаже можно увидеть шедевр мирового значения — ворсовый шелковый ковер из Индии XVII века — и современный шерстяной ковер из Афганистана, где в традиционный узор совершенно естественно вплетены изображения танков и автоматов Калашникова. Если понятие «дизайн» применимо к древности, то за тысячи лет в азиатском дизайне мало что изменилось.
Каждый зал или группа залов музея посвящены отдельной стране или региону Востока: таким образом, начав с Ирана, вы заканчиваете путешествие в Казахстане, успев осмотреть щит из кожи носорога в Индии, гигантские маски для буддистской религиозной мистерии Цам в Монголии, японские боевые мечи катана, китайские баночки для сверчков, индонезийский теневой театр, рукописную книгу на пальмовых листьях в Лаосе, ковры Кавказа и вышивки сюзани в Узбекистане. В японском зале представлена уникальная фигурная композиция: белоснежный орел на сосне на фоне ширмы с изображением бушующего моря. Фигура орла выполнена в сложнейшей технике комбинированной сборки: туловище и крылья изготовлены из дерева, а оперение состоит из 1500 отдельных пластин слоновой кости. Но особенно интересно то, что эта композиция была привезена в Россию в 1896 году в качестве подарка Николаю II по случаю его коронации от японского императора Мэйдзи. Самого императора в составе делегации, прибывшей в Россию, не было, императорскую семью представлял принц Саданару Фушима. У всех ваз, кувшинов, мечей и ковров, у каждого предмета своя история. И у этих историй есть хранители. В научно-исследовательском институте при музее работает более 300 специалистов. Не стоит удивляться, если в качестве экскурсовода вам попадется доктор наук или хотя бы кандидат.
По-настоящему неожиданным после такого путешествия по традиционному Востоку становится последний зал живописи Кавказа и Средней Азии, где особого внимания заслуживают работы крупнейших мировых художников XX века Нико Пиросмани и Мартироса Сарьяна.
Музей Востока — не совсем музей. Это, скорее, культурный посредник между Востоком и Западом. Поразительно, насколько различные экспонаты найдены на территории нашей страны или на ближайших к ней землях. Экзотичная и закрытая для непосвященных культура нуждается в адаптации, популяризации и сохранении.
Именно такие задачи берет на себя этот музей, в состав которого входят не только выставочные залы, но и научная библиотека, научно-исследовательский институт, лекторий, детские творческие и образовательные студии. Основное здание музея расположено в особняке XIX века, известном как Дом Луниных, архитектурный проект которого приписывают Д.И. Жилярди. До 1984 года музей размещался в бывшем храме Св. Пророка Божия Илии на Воронцовом поле, ныне признанном памятником истории и культуры XVIII–XIX веков. Сейчас он используется как фондохранилище. С 1991 года музей включен в список особо ценных объектов России.
Экспонаты, которые нельзя пропустить
Коллекция японских нэцке
Нэцке — миниатюрные фигурки из дерева или слоновой кости, размер которых не превышает 10 сантиметров. Многие путают нэцке с небольшими скульптурами окимоно («вещь, которую ставят» - яп.), использовавшимися для украшения ниши или полки в японском доме. Нэцке, что дословно переводится как «крепление корня», было неотъемлемой частью традиционного японского мужского костюма и по сути исполняло роль брелока-противовеса. Из-за отсутствия карманов все мелкие личные вещи — трубку, кошелек, баночку для туши, печать и коробочку с лекарствами — носили на поясе на шнуре, конец которого пропускали через нэцке. Для крепления шнура в брелоке имелось специальное отверстие, которое и является отличительной особенностью фигурок. Разглядывая нэцке, можно живо представить, чем жили и интересовались обычные горожане, жившие в Японии в XVIII–XIX веках.Среди популярных сюжетов — добрые духи, актеры и уличные торговцы, но встречаются и довольно неожиданные: театральная маска, поедаемая крысами, пупырчатая груша, улитка на бочке, счеты и чихающий монах.
Японский слон
В японском зале отдельного внимания заслуживает фигура Бодхисаттвы Фугэн на слоне, выполненная из дерева в XIII веке. Сложная техника исполнения, легкость линий и остатки богатого убранства способны отвлечь от интересной особенности скульптуры. Но если внимательно приглядеться, можно заметить, что пропорции и фигура слона сильно искажены. В самом деле, художник не мог видеть слонов, эти животные не водятся в Японии. Скорее всего, ему приходилось пользоваться текстом сутры, в котором Фугэн описывается сидящим на спине белого слона с двенадцатью бивнями. При таком фантастическом описании странно, что слон все-таки получился похожим на слона.
Кувшин каркара
На первый взгляд изогнутый кувшин каркара кажется лишь причудливой фантазией гончара. На самом же деле грузины, большие мастера застолья, специально изобрели сосуд такой формы. Горлышко, состоящее из трех скрученных и изогнутых трубочек, при наполнении бокала начинает петь. Народная легенда гласит, что византийский царь Ираклий узнал о нападении персов прямо во время застолья. В бешенстве он скрутил горлышко кувшина и поклялся разгромить врага. Вернувшись с победой, он повелел сохранить и отчеканить сосуд.
Русское покорение Тибета. Зал Н.К. Рериха и С.Н. Рериха
Помимо Пиросмани и Сарьяна, особое место в коллекции изобразительного искусства музея занимает наследие семьи Рерихов: Николая Рериха, художника, философа и путешественника, и его сына Святослава. Два зала и мемориальный кабинет включают в себя практически все периоды творчества художников и составляют одну из самых больших коллекций живописи Рерихов в мире. Одна из наиболее известных картин «гималайского периода» Николая Рериха — «Тангла. Песнь о Шамбале», написанная за четыре года до смерти художника. К этому моменту он уже больше десяти лет безвыездно жил в Гималаях, в своем доме в долине Кулу, и стал признанным «мастером гор». Рерих-отец впервые отобразил тибетскую архитектуру, чего до него никому из европейцев не удавалось из-за недоступности «натуры». В это же время Святослав Рерих пишет последний портрет отца — простой и, что нехарактерно для творчества художника, почти лишенный восточного колорита, благодаря чему он резко выделяется из экспозиции.