Всего в Смородине 130 995 объектов и 12 027 участников

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
Путешествия по России

Музей наивного искусства

Рейтинг oбъекта: 3

Мнение посетителей

Музей

Москва, Союзный проспект, 15а
Широта: 55.749942 (55° 44' 59.791" N)
Долгота: 37.81345 (37° 48' 48.42" E)
Среда: 12:00-19:00
Четверг: 12:00-21:00
Пятница: 12:00-19:00
Суббота: 12:00-18:00
Воскресенье: 12:00-18:00
Музей наивного искусства: тел. (495 301 03 48), musnaive@gmail.com, http://naive-museum.ru/
Полнота информации
100%
Добавил: Dmitriy Verteshin

Описание

Музей наивного искусства расположен в уникальном здании – каменном особняке постройки 1907 года, единственном сохранившемся из целого дачного посёлка начала ХХ века «Новогиреево».

Виртуальный тур по музею

Территория современного московского района «Новогиреево» вобрала в себя два селения: Гиреево и Новогиреево. О первом из них — Гирееве — селе на суходоле к югу от Старой Владимирской дороги ныне знают немногие. В 1960-е годы его территория в составе города Перова и прилежащих к Ивановскому угодий вошла в черту Москвы. О прошлом села напоминают лишь каменная церковь Спаса Нерукотворного, Терлецкие дубрава и пруды.

Первые письменные известия о поселении Гиреево относятся к XVI в. Тогда ещё оно называлось Губином. Писцовая книга 1573—1574 гг. застает Губино в вотчинном владении Фёдора Васильевича Шереметева. Неизвестно, когда точно и от кого Шереметевы получили Губино. В конце XV в. известен некий Яков Губа Викентьев, а в начале XVI в. — Михаил Губа Стогинин и Иван Губа Кунеев. Второе название сельца легенда связывает с крымским ханом Гиреем, но это не более чем вымысел. Очевидно, топоним восходит к прозвищу Гиря или фамилии Гиреевых.

Во второй половине XVII в. Гиреево принадлежало князю Алексею Андреевичу Голицыну, а после его смерти в 1694 г. отошло к его сыновьям Ивану и Фёдору.

Следующее столетие в истории Гиреева неразрывно связано с фамилией Торлецких. Их имение сложилось уже к середине XIX в. Одним из первых был коммерции советник Александр Логинович Торлецкий. Село Гиреево с тремя крестьянскими дворами досталось ему еще до Крымской войны. В конце XIX в. усадьбой владела жена потомственного почётного гражданина Елена Григорьевна Торлецкая. По воспоминаниям старожилов, усадьба Торлецких, окруженная дубовым лесом и прудами, смотрелась очень живописно.

Поздней осенью 1899 г. одна из дач близ Гиреева была сдана под художественную мастерскую. Здесь разместился со своими учениками И.И. Левитан. Весной того же года он работал в Кускове, любил бродить по рощам, а по вечерам ходил смотреть на болота. Но денег у Училища живописи, ваяния и зодчества всегда не хватало — поэтому прежнюю дачу пришлось оставить, и выбор пал на другую, в Гирееве, с живописным цветником и липовой аллеей. Ученики спешили написать старые липы. Левитан давал советы и поправлял, если что-то ему не нравилось. С наступлением зимы пейзажисты перебрались в Москву, а в следующем, последнем в жизни Левитана, году он облюбовал подмосковные Химки, а Гиреево было покинуто.

Летом 1907 г., по воспоминаниям Ю.А. Бахрушина, «старик Торлецкий выделил сыну часть своего имения, так называемое Новое Гиреево. Молодой хозяин прорубил в вековом лесу просеки, нагнал плотников и стал спешно возводить дачи, дабы поправить финансовые дела, в достаточной мере расшатанные беспечностью своего отца». Старинная барская усадьба стала быстро превращаться в подмосковную дачную местность.

Усадьба сохранялась ещё в начале 1930-х годов. В силу традиции имение разделяли на само Гиреево, имевшее церковь, и на Старое Гиреево, находившееся в нескольких километрах северо-западнее от него.

По соседству с Гиреевом находился выделившийся из него посёлок Новогиреево. До 1970 г. он располагался на территории бывшего Перовского района столицы. В 1965—1970 гг. посёлок снесли, а на его месте заново построили современный жилой массив. Новый район по преемственности был назван Новогиреево.

Впервые это название упоминается в небольшой брошюре издания 1906 г. «Описание единственного в России благоустроенного подмосковного посёлка Новогиреево при собственной платформе». «Описание…» имело защитительную надпись: «Владения Александра Ивановича Торлецкого».

Прежде эта местность представляла собой незастроенный участок земли с лесами и небольшими болотцами. Владелец земель А.И. Торлецкий, как следует из текста «Описания…», используя близость к Москве, решил распродать эту землю участками под летние дачи, а также дома для постоянного проживания. Чтобы повысить рыночную стоимость участков, Торлецкий в 1905—1907 гг. провёл ряд важных подготовительных работ. Он распланировал территорию будущего посёлка, проложил улицы, вдоль проспектов устроил водоотводные канавы, приказал пробурить глубокую артезианскую скважину, наладил уличное освещение. Были выстроены водонапорная башня и насосная станция. Торлецкий установил также собственную небольшую электростанцию на жидком топливе. Между посёлком и Москвой обеспечивалась телефонная связь. Вся территория круглосуточно охранялась.

По договоренности с правлением Московско-Нижегородской железной дороги была сооружена платформа Новогиреево, к которой вплотную примыкала западная граница будущего посёлка. От неё к центру поселения вела конная железная дорога.

Сделанные капиталовложения не пропали даром. За короткий срок все участки были распроданы. Поселковая контора с помощью фирмы инженера М.Г. Гейслера быстро организовала строительство на заказ летних дач и зимних домов. Получилось так, что около половины центральных участков были куплены сотрудниками различных германских фирм, и поэтому новый посёлок в просторечии звали «Немецким».

Родовое имение Торлецкого — Гиреево находилось по соседству. Видимо, поэтому организуя строительство, он называет новый посёлок Новогиреевом. Прекрасные природные условия, пересечённая чистыми водоёмами равнинная местность, бесперебойная торговля продовольственными товарами — всё это способствовало особой популярности Новогиреева.

Сегодня в этом районе сохранились только две старые дачи. Одна из них — деревянная, одноэтажная, с фруктовым садом, принадлежала известному кинорежиссеру А.Д. Дикому. Дом был куплен матерью режиссера, Анной Васильевной, в 1910 г. Сам Алексей Денисович любил усадьбу, часто называл её «Гиреевкой».

Другая дача — кирпичная, двухэтажная, архитектурно выдержанная в стиле модерн, построена в 1907 г. В настоящее время в ней находится Музей наивного искусства.

(По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов»).

Точно неизвестно, кто являлся архитектором интересующего нас дома. По некоторым данным, особняк мог быть спроектирован Т.Я. Бардтом. Первым его владельцем был коммерсант, по одним сведениям – немец, по другим – француз, по фамилии Вюрт или Вертье (транскрипция и произношение фамилии соответственно предполагаемой национальности). После революции 1917 года все дачи в посёлке были национализированы и превращены в коммунальные квартиры, в том числе и особняк Вюрта/Вертье. Дальнейшая судьба самого владельца неизвестна. В доме же, по воспоминаниям старожилов района, с 1930-х по 1970-е годы размещалась аптека (на первом этаже дома, а на втором находились квартиры, в одной из которых проживал директор аптеки). Затем, в 1970-е, в нем располагался пункт приёма вторсырья. В 1980-е гг. особняку наконец нашлось достойное применение – в нём был открыт Музей революционной, боевой и трудовой славы Перовского района, который впоследствии бал переселён в другое помещение. В особняке же в начале 1990-х гг. открылся музейно-выставочный центр «Истоки», реорганизованный в 1998 году в муниципальный музей Восточного административного округа г. Москвы «Музей наивного искусства», а в 2003 году постановлением Правительства г. Москвы утверждён как Государственное учреждение культуры г. Москвы «Музей наивного искусства».

Объекты поблизости

Радиус: м.
Развернуть карту
Свернуть карту

Как добраться