Музей-заповедник - этнографический комплекс "Дагестанский Аул", г. Махачкала, Республика Дагестан
Мнение посетителей
Описание
Музей был открыт в 2009 году по указу правительства республики с целью формирования у народов Дагестана чувства идентичности, осознания историко-культурного и духовного единства.
«Дагестанский аул» сегодня — это четыре экспозиционно-выставочных зала:
- Большой зал, где представлена традиционная одежда дагестанских народов, ювелирные украшения, предметы домашнего обихода народов Дагестана
- Малый зал, стилизованный под интерьер горского жилища
- Зал «Мастерская ремесел», посвященный традиционным промыслам народов Дагестана
- Выставочный зал для временных экспозиций — представлена современная авторская одежда, включающая этнические мотивы региона, и изделия современного искусства
Большой зал («Одежда и промыслы народов Дагестана»)
В большом зале представлено около 30 национальных дагестанских костюмов, в основном женских. Как и во всех традиционных культурах, одежда, особенности декора и цветовой гаммы указывали на возраст, социальный статус и благосостояние ее обладателя.
Костюм горянки включал обязательные элементы — нижнее платье-рубаха, штаны, верхнее платье, головной убор и обувь (кожаная, вязаная и войлочная).
Яркие ткани с рисунком обычно носили молодые девушки, дополняя образ некоторыми деталями, в зависимости от региона. Одежду темных оттенков носили, как правило, женщины старшего возраста.
Помимо одежды, в большом зале музея представлены ювелирные украшения из серебра. Дагестан славен многовековой историей искусства обработки этого металла. Почти в каждом ауле республики были свои мастера-ювелиры, которые изготавливали всевозможные женские украшения, мужские пояса и газыри.
Ювелирное искусство горцев Дагестана объединяют художественные традиции, декоративные приемы и стилистика, несмотря на то, что в каждом селении были свои особенности изготовления украшений.
Малый зал («Интерьер горского жилища»)
Малый зал — это интерьер дома горца в миниатюре. Жилище играло особую роль в жизни и культуре горцев, куда более важную, чем просто кров.
Священным местом в каждом доме был срединный столб, или как аварцы называли его, «столб корня». Если враг врывался в дом горца и наносил увечье столбу, это считалось страшным преступлением против хозяина и его предков. За такую обиду полагалась кровная месть.
Центральное место в интерьере дома всегда занимал очаг, который позднее заменил пристенный камин, обрамленный каменной резной плитой. Рядом с очагом находилась деревянная резная утварь, керамическая и медная посуда, а также цагур — большой ларь-шкаф для хранения зерна. Он, как и срединный столб, был богато украшен резным орнаментом. Цагур также представлен в экспозиции малого зала.
Кроме того, неотъемлемым атрибутом жилища горца был ковер, который зачастую не только выполнял эстетические функции, но и широко использовался для теплоизоляции холодных глиняных полов и каменных стен.
Практически во всех регионах Дагестана было распространено ковроделие, но наиболее преуспели в этом жители южных районов — лезгины, рутульцы, табасаранцы, татами, азербайджанцы.
Помимо ковров, горцы активно занимались изготовлением сукна. Главными центрами всегда считались Даргинский, Казикумухский, Аварский, Андийский округа Дагестана.
Дагестанцы из поколения в поколение продолжают передавать секреты гончарного мастерства. Неудивительно, что керамические изделия были и остаются одними из самых популярных предметов домашней утвари.
Дагестанская керамика — это, прежде всего, разнообразие форм, обилие приемов украшения и богатство росписи. Дагестанский декор невозможно ни с чем спутать благодаря узнаваемой орнаментальной технике.
Зал «Мастерская ремесел»
Зал посвящен традиционным промыслам народов Дагестана — художественной резьбе по камню, дереву, оружейному промыслу.
Резьба по камню — один из древнейших видов народного искусства Дагестана. Резной камень обычно использовался горцами при украшении архитектурных сооружений и каменных намогильных стел. Основными центрами камнерезного искусства издавна были Дербент, селения Кубачи, Сутбук, Мулебки, Ругуджа, Чох, Согратль и другие.
Благодаря разнообразию пород древесины и податливости материала горцы охотно занимались резьбой по дереву и использовали деревянные изделия как в быту, так и в архитектурных элементах жилища.
Самым крупным центром художественной обработки дерева в Дагестане считается селение Унцукуль, где около двухсот лет назад зародился деревообделочный промысел.
Из тростника, растущего по берегам Аварского Койсу, унцукульцы делали ручки для нагаек, кнутовища, трости, а позже эти изделия стали инкрустировать металлом (медь, серебро, мельхиор), а также рогом, костью и бирюзой.
Искусство обработки металла зародилось в глубокой древности. В средние века кубачинские мастера были известны далеко за пределами Дагестана как изготовители мечей, кольчуг, удил, стремян. В XII–XIII веках кубачинцы достигли совершенства в изготовлении бронзовых котлов. Известными центрами медночеканного производства было даргинское селение Кубачи, лакские — Кумух и Кунди, аварское селение Гоцатль.
Оружейный промысел в Дагестане возник еще в VII веке. Оружие создавалось во многих аулах. Одни из них специализировались по производству холодного оружия, другие — огнестрельного, в некоторых было развито и то, и другое. Наиболее крупными и древними центрами оружейного производства считаются селения Кубачи, Харбук, Амузги, Казикумух, Н. Казанище, Гоцатль, Унцукуль, Согратль, Куяда и прочие.
Выставочный зал для временных экспозиций
Расположенный на первом этаже музея выставочный зал предназначен для временных экспозиций.
В ноябре 2012 года в зале было представлено декоративно-прикладное искусство из фондов музея, а также современная авторская одежда от известного дагестанского художника — модельера Веры Агошкиной, Президента Дагестанской ассоциации моды, члена Союза художников России.
Экспозиция будет регулярно обновляться и дополняться новыми экспонатами.
Дальнейшее развитие музея
В середине июня 2012 года «Дагестанский аул» был удостоен специальной премии международного фестиваля «Интермузей — 2012» за комплексный подход в сохранении и актуализации традиционной культуры. Награда присуждена за проект по строительству музея-заповедника за городом, который будет представлять собой сочетание музея под открытым небом, этнопарка, научно-образовательного и культурно-развлекательного центра.
Посетители смогут не только созерцать музейные экспонаты, но и участвовать в творческом процессе по созданию предметов быта, элементов традиционного костюма, отражающих материальную и духовную культуру народов Дагестана.