Особняк Д.Г. Бурылина, г. Иваново
Мнение посетителей
Описание
Город Иваново-Вознесенск появился лишь в 1871 году, но село Иваново, известное с 1561 года, издавна славилось своим текстильным производством. Правда, сначала здесь делали не ситец, а льняные холсты. Красили их сажей и олифой, а поверх набивали рисунок. Набивать хлопчатобумажную ткань начали в конце XVII века. Одним из небольших производств, выросшим из семейного бизнеса, владел дед Дмитрия Бурылина — Диодор Андреевич, бывший крепостной графа Шереметьева. Он во многом преуспел, изменил технологию окраски, стал использовать органические красители. Помог развитию его дела и пожар 1812 года, уничтоживший многие московские фабрики. Но внуку, который взял на себя управление предприятием в 14 лет, оно досталось практически разоренным, многое пришлось начинать почти с нуля.
К этому времени в Иваново-Вознесенске многочисленные кустарные мастерские уже широко производят набивной миткаль высокого сорта, получивший название «ситец». Молодой предприниматель начинает с рискованных затей. И после нескольких неудач добивается успеха. В 1877 году он строит для своей ситценабивной фабрики новое каменное здание. А восемнадцать лет спустя Бурылин — уже владелец крупнейшей в России хлопкоочистительной фабрики. Но, по словам самого Дмитрия Геннадьевича, настоящие его интересы лежат в иной области. Он много сил отдает просветительству. Строит школы и читальни для рабочих, поддерживает местных художников. Получив в детстве лишь начальное образование, он в 65 лет решает поступить в Политехнический институт.
Истинной страстью Бурылина было собирательство. В детстве он унаследовал от деда коллекцию редких книг и монет и с тех пор стремился ее пополнять. Широко известна его фраза: «Музей — это моя душа, а фабрики — источник средств для жизни и его пополнения». Бурылин много путешествует. Его личная коллекция постоянно пополняется диковинками со всего света. Тут и египетская мумия, и тибетские рукописи, и редкие масонские артефакты, и художественные полотна разных эпох. И конечно же, отдельная коллекция, посвященная истории текстильного производства.
В свое время собрание Бурылина было одним из крупнейших частных собраний в России. Для посетителей оно открылось в 1914 году под названием «Музей промышленности и искусства», прямо напротив особняка ивановского фабриканта (сегодня он стоит на улице Батурина). Особняк этот перестроили в 1904 году по проекту архитектора Снурилова. К одноэтажному дому, который возводили на берегу реки Уводи еще по заказу деда Бурылина, Диодора Андреевича, пристроили второй этаж. Его украсил изящный балкон. Внешняя отделка с витражами и декоративной плиткой соответствовала стилю модерн. Особняк и музей соединили подземным переходом. Перед домом в 1910 году разбили бульвар, где насадили 1000 кустов боярышника, специально доставленных из Риги.
В перестроенном особняке семья Дмитрия Бурылина жила до революции и даже несколько лет после нее. После 1917 года собрание, созданное стараниями ивановского предпринимателя, переименовали в Иваново-Вознесенский городской музей. Бывшего владельца на время назначили хранителем, но затем ложно обвинили в расхищении ценностей и отстранили от дел. В 1923 году его выселили из собственного дома, а еще через год он скончался. Музей, на который было потрачено столько сил и средств, тоже ждала незавидная участь. Коллекцию разделили на несколько частей. Редчайшее масонское собрание отправили в Эрмитаж, для других коллекций открыли художественную галерею и историко-краеведческий музей. После Великой Отечественной войны еще часть собрания, в основном античные памятники, передали музеям Керчи и Херсона. В 1987 году в бывшем особняке Бурылина открылся Музей ситца как филиал Ивановского государственного историко-краеведческого музея, которому уже в наши дни присвоили имя основателя. Впервые свою коллекцию старинных ситцев Бурылин представлял на Нижегородской ярмарке в 1896 году. А выставку, которая открылась в Иваново и демонстрировала «первые шаги и последовательное развитие русского ткацкого, прядильного и ситценабивного мастерства», описывал еще журнал «Нива» в 1903 году.
Сегодня в Музее ситца книги с образцами хранят и кусочки коптских тканей V века, и образцы древнерусских церковных тканей, но несомненно, гордость коллекции — ивановские ситцы. Кстати, название это собирательное, подобные ткани производили и в Шуе, и в Александрове, и в других местечках в окрестностях Иваново. В XVIII веке ситец пользовался популярностью у дворян, его использовали для обивки мебели и стен, шили из него и дамские наряды. В следующем столетии благодаря фабричному производству цена на ситец упала, он стал доступен и бедным слоям общества. Появились яркие расцветки, вполне в народном вкусе. Из ситцев шили и постельное белье, и одежду. На них возник широкий спрос.
Сегодня собрание ситцев — основа экспозиции музея, некоторые образцы имеют клейма кустарных производств и крупных текстильных фабрик. А художественное оформление их настолько разнообразно, что трудно все перечислить. Тут и цветочный рисунок, и восточный орнамент, и агитационный дизайн революционных времен. Но музей рассказывает не только об оформлении, но и о технологии производства: от набойных досок до ткацких станков.
Наше время представлено в постоянной экспозиции творчеством известного советского и российского модельера. О нем рассказывает выставка «Слава Зайцев. Жизнь = Творчество».
Уникальность музея еще и в том, что его собрание постоянно пополняется современными образцами. Ведь производство ивановского ситца продолжается, это все тот же творческий процесс, что и сто лет назад, во времена удачливого коммерсанта, мецената и эрудита Дмитрия Геннадьевича Бурылина.