Музей заповедник "Парк Монрепо"
Мнение посетителей
Описание
Остров Твердыш, в северной части которого расположен музей-заповедник "Парк Монрепо", назывался раньше Замковым островом (швед. Slottsholmen, фин. Linnansaari). Когда Выборг входил в состав королевства Швеции, земля на острове принадлежала казне и управлялась наместником Выборгского замка. В середине XVI в. здесь появилась коронная сельскохозяйственная усадьба Лилль Ладугорд (швед. Lill Ladugård, Малый Скотный двор). На месте будущего парка, в районе хутора Старый Выборг (швед. Gamla Wiborg, фин. Wanha Wiipuri) располагались выпасы, а также колодцы, за которыми присматривали жители хутора. Ядро Лилль Ладугорда находилось на пологом юго-восточном берегу острова, – напротив Выборгского замка, – в месте, занятом ныне русскими укреплениями Санкт-Аннен-Крон, возведение которых было начато вскоре после окончания Северной войны и включения Выборга в состав Российской империи. Лилль Ладугорд в это время входил в число земель, пожалованных строителю укреплений инженеру А. де Кулону, бывшему с 1732 г. выборгским обер-комендантом. Владелец лишь получал с этой, остававшейся в запустении казённой земли доход в виде аренды, выплачиваемой магистратом за пользование выпасами и огородами. Первым, кто превратил Лилль Ладугорд в жилую, обустроенную усадьбу, стал выборгский обер-комендант Пётр Алексеевич Ступишин (1718-1782), которому эта земля была отдана в потомственное пользование в 1760 г. Рядом с хутором Старый Выборг Ступишин возводит жилой дом и разбивает парк, названный им, по имени своей жены, Шарлоттенталь. Парк располагался в небольшой долине между современным Главным усадебным домом Монрепо и въездными воротами, и имел, вероятно, регулярную планировку. После кончины Ступишина, оставившего большие долги, владельцем Лилль Ладугорда становится шурин великого князя Павла Петровича, Фридрих Вильгельм Карл герцог Вюртембергский (1754-1816), назначенный Екатериной II в 1784 г. выборгским генерал-губернатором. Свою загородную резиденцию в Лилль Ладугорде герцог Вюртембергский называет Монрепо (франц. Mon Repos, Место моего отдыха), строит там новый дом и расширяет парк в сторону побережья. Парк герцога Вюртембергского планировался как пейзажный, с извилистыми дорожками, дающими частую смену впечатлений, с подъёмами на обзорные площадки на вершинах прибрежных скал. В конце 1786 г., после конфликта с Екатериной II, герцог Вюртембергский вынужден был покинуть Россию. В 1788 г. Монрепо приобретает в пользование секретарь великой княгини Марии Фёдоровны (сестры герцога Вюртембергского) барон Людвиг Генрих фон Николаи (1737-1820), немецкий поэт и писатель, один из воспитателей великого князя Павла Петровича, будущий президент (с 1798-го по 1803 гг.) Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. При Николаи жилой дом перестраивается по проекту итальянского живописца Джузеппе Антонио Мартинелли, в ансамбле с домом возводится Библиотечный флигель. Пейзажный парк расширяется до современных размеров, в течение двух десятилетий в нём ведутся работы по разбивке аллей, созданию берегоукреплений и набережных, возводятся павильоны, устраиваются гроты, устанавливаются скульптуры. К началу XIX в. парк обретает в целом тот облик, который позволил ему позднее занять своё место в ряду наиболее известных частных парков Европы. Концепцию своего парка Николаи излагает в поэме "Имение Монрепо в Финляндии", написанной им в 1804 г. и выдержавшей в течение XIX в. несколько изданий. В 1801 г. император Александр I пожаловал Монрепо Людвигу Генриху фон Николаи в вечное и потомственное владение, и тот смог передать имение по наследству своему единственному сыну, Паулю фон Николаи (1777-1866), российскому дипломату. Опираясь на неосуществлённые замыслы отца, но претворяя их в жизнь сообразно собственному вкусу, Пауль придал парку Монрепо те черты, что до сих пор оказывают сильное эмоциональное воздействие на посетителей. Почти все памятники, сохранившиеся в Монрепо до наших дней, были созданы при Пауле фон Николаи: обелиск погибшим в сражениях с Наполеоном братьям де Бройлям, павильон источника Нарцисс, скульптура героя финских рун Вяйнямёйнена, псевдоготические въездные ворота (утраченные в 1950-е гг., но в 1982 г. воссозданные), а также капелла Людвигсбург, воздвигнутая Паулем в память об отце. В 1834 г. по утверждённому Сенатом прошению, поданному Паулем фон Николаи ради дальнейшего сохранения имения в целости, Монрепо становится заповедным непродажным имением баронского рода Николаи, с наследованием по праву первородства. Старший сын Пауля, Николаус Арманд Мишель фон Николаи (1818-1869), бывший, как и отец, дипломатом, владел имением только три года. Ни он, ни наследовавший ему Пауль Эрнст Георг фон Николаи (1860-1919), вице-президент Всемирного студенческого христианского движения, не вносили в парк Монрепо существенных изменений. Исключением была лишь установка в 1873 г. новой скульптуры Вяйнямёйнена взамен разбитой вандалами первой, установленной Паулем фон Николаи ещё в 1831 г. После революции в октябре 1917 г. и последовавшего за ней обретения Финляндией независимости семья Николаи остаётся в Монрепо. Территория имения в это время заметно сокращается, так как владельцы уступают большую часть земли городу Выборгу под развивающиеся посёлки. В собственности семьи остается усадьба, парк, лесной массив на северном побережье острова и небольшой дачный посёлок на восточной окраине имения. После смерти не оставившего наследника Пауля Эрнста Георга имение переходит его сёстрам, младшая из которых, София фон Николаи (1862-1943) выходит замуж за графа Константина фон дер Палена (1861-1923). Николаи и Палены жили в Монрепо до Второй Мировой войны, по результатам которой город Выборг отошёл к СССР. В первые послевоенные годы территория бывшего имения Монрепо используется в качестве базы отдыха для военнослужащих. В 1952 г. Главный усадебный дом и Библиотечный флигель получают статус памятника архитектуры. В доме размещается Детский сад, а флигель отдаётся под многоквартирный жилой дом. Монрепо становится парком культуры и отдыха (ЦПКиО) имени М. И. Калинина. К началу 1960-х гг. все деревянные парковые павильоны, а также скульптура, включая памятники на фамильном кладбище, были утрачены. В 1960 г. комплекс усадебных построек, парк и примыкающий лесной массив получают статус памятника истории и культуры республиканского значения. В доме, после вывода из него Детского сада, начинаются реставрационные работы. В 1976 г. производится ремонт накопительного бассейна источника Нарцисс, с установкой нового маскарона (в виде головы льва), отлитого по модели выборгской художницы Т. Архангельской. В 1981-1983 гг. в целях установления исторической дорожной сети парка и исследования фундаментов утраченных павильонов в Монрепо работает отряд Выборгской архитектурно-археологической экспедиции Ленинградского отделения института археологии АН СССР. В 1985 г. воссоздаются, по проекту В. В. Дмитриева, въездные ворота Монрепо. Состояние парка, а также несоответствие между его историко-культурным значением и использованием в качестве ЦПКиО побудило инициативную группу общественных деятелей Выборга добиваться, при поддержке академика Д. С. Лихачёва, придания Монрепо статуса музея-заповедника. Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник "Парк Монрепо" был образован решением Совета министров РСФСР в 1988 г.