Путешествия по России
Подлинные горельефы, снятые с Храма Христа Спасителя.
Мнение посетителей
Скульптура
Москва, Донское кладбище.
Широта:
55.711885 (55° 42' 42.786" N)
Долгота:
37.605005 (37° 36' 18.018" E)
Без выходных
Полнота информации
100%
Описание
У Восточной стены Донского кладбища находятся подлинные горельефы, снятые с Храма Христа Спасителя, сохраненные от разрушения при строительстве Дворца Советов.
Горельефы Логановского. Конец близок?
Наверняка все, кто бывал в некрополе Донского монастыря, видели горельефы Храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году. Точнее, не все горильефы, а то, что от них осталось после разрушения храма. Вначале я не могла понять логики: если можно было спасти от разрушения архитектурный декор храма, то почему горельефов только 6? Где остальные? И почему на кладбище, на открытом воздухе, ведь им место в музее? Почему они отличаются от того, что можно видеть на фронтонах восстановленного новодела?Большая часть горельефов была создана русским скульптором Александром Васильевичем Логановским. Они были высечены из протопоповского мрамора - подмосковного известняка - с потрясающе точной композицией и мельчайшей детализацией. Работы шли на протяжении 20 (!) лет. Материал оказался непрочным и уже после революции скульптуры нуждались в бережной и внимательной защите.
Так где остальные горельефы? Все оказалось просто и грустно. Никто горельефов с первого храма не снимал. Вернее их безобразно сбивали со стен, когда было принято решение об уничтожении храма. Большинство из них было признано не имеющими художественной ценности, как и сам храм. И вместе с храмом погибли.
Уцелевшие фрагменты были переданы в музейный фонд, а затем передано музею архитектуры. Все, что более-менее уцелело было собрано по кусочкам и смонтировано заново (только в 1951 году, через 20 лет после взрыва?!) на восточной стене Донского монастыря, где в те годы и располагался музей. Так что. отбитые пальцы и сколы на фигурах - дело рук варваров, но не современных.
Почему при строительстве нового храма не использовались сохранившиеся оригиналы? Ведь сегодня на стенах храма горельефы не мраморные, а бронзовые, лишь отдаленно напоминающие оригиналы. Ответ очевиден - те, что остались в Донском, невозможно восстановить. А вот почему их не использовали как образец и почему новые не из камня, а из бронзы (а первые и вовсе были крашеным пластиком) - большой вопрос.
Донской монастырь сейчас снова принадлежит Церкви. А прекрасные горельефы, доживают свой век, медленно разрушаются, покрываются грязью, распадаются. Процесс этот, похоже, ускоряется. Во всяком случае, они производят более удручающее впечатление, чем 2 года назад...
Источник: http://arch-heritage.livejournal.com/1221649.html#
Объекты поблизости
Радиус:
м.