Всего в Смородине 128 210 объектов и 10 729 участников
Путешествия по России
800kh150 final

Польский костёл в Чите - приход святых апостолов Петра и Павла

Рейтинг oбъекта: 3

Мнение посетителей

Костёл

Забайкальский край, Чита, Мостовая улица
Широта: 52.038645 (52° 2' 19.122" N)
Долгота: 113.476968 (113° 28' 37.085" E)
Без выходных
тел. 8(3022)-267911
Полнота информации
100%

Описание

Новое здание прихода святых апостолов Петра и Павла расположено по новому адресу - Чита, Мостовая улица, 1

Историческая справка. РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИЙ ВО ИМЯ Свв. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА КОСТЕЛ. Построен в Чите в нач. 1870-х на углу ул. Уссурийской (Чкалова) и Сретенской (9-го Января) по проекту архитектора Бышевского в виде небольшой деревянной часовни. Под рук. настоятеля ксендза В.Каминского (с 1898) костел перестроен и расширен, приобретен колокол, сделана ограда и возведены жилые постройки для настоятеля. В 1915–17 служил ксендз-викарий А.Лещевич. После Февр. революции 1917 костел становится также центром общественной жизни польск. и литовской общин. Здесь находились польск. ком. по учету участников войны и респ. демократическое о-во, литовское благотворительное о-во. Последний настоятель прихода Э. Шевчунас выехал из Читы в кон. 1920-х. В 1932 костел закрыли, а его здание переоборудовали в общежитие лесостроительного техникума. В 1945 здание передано РПЦ, переосвящено и перестроено, в нем открыт Свято-Воскресенский храм. Источник: http://encycl.chita.ru/encycl/person/?id=6946 Энциклопедия Забайкалья

Спасибо полякам - 165 лет назад в Чите была возведена католическая часовня, позже перестроенная в костёл, в котором через 95 лет, в победном 1945-м, открылся православный приход Свято-Воскресенской церкви.Костёл во имя святых Петра и Павла 175 лет назад император Николай I своим Указом от 12 декабря 1841 года разрешил католическим священникам служение в Забайкальской области, тогда и был образован Нерчинский Римско-католический приход, объединивший к 1844 году 395 человек.После образования Забайкальской области в 1851 году католический приход переместили в Читу, и на перекрёстке Сретенской (ныне 9-го Января) и Уссурийской (Чкалова) улиц ссыльные поляки возвели каплицу – маленькую часовню.В 1898 году под руководством ксёндза Владислава Каминского часовня была перестроена в костёл во имя святых Петра и Павла. Тогда же католики привели в порядок кладбище при костёле, приобрели колокол, установили ограду и построили жильё для настоятеля.Прихожан-католиков становилось всё больше: в 1900 году, когда к приходу относились территории Забайкалья и КВЖД до Харбина, их было около 1400. Польский спектакль. В субботу 26 сентября текущего года в общественном собрании польскими артистами устраивается спектакль, идёт пьеса на польском языке.«Забайкальская новь», №200, 20 сентября 1905 г.

Известно, что в неспокойном 1905-м даже предпринимались попытки вооруженного ограбления костёла, и ксёндз Каминский с револьвером в руках отбивался от грабителей.С началом первой мировой войны в Читу стали прибывать военнопленные, и не только поляки, но и немцы, австрийцы, венгры, чехи, в 1916-м их было около пяти тысяч человек. А в революционном 1917-м году католический храм стал одним из центров политической жизни – здесь находился Польский комитет по учёту участников войны, организовавший помощь жертвам военных действий. Здесь было и Литовское благотворительное общество.Костел (нынешнее здание Свято-Воскресенского храма), 1920-1921 г. Гражданская война окончилась, на родину потянулись бывшие военнопленные, храм опустел, и 31 октября 1926 года «Забайкальский рабочий» сообщил, что костёл передан православной общине. Правда, она из-за финансовых трудностей не смогла принять здание, и в бывшем храме расположилось общежитие лесостроительного техникума.Дальше – больше: здесь «квартировали» контора и мастерские артели «Культура» по изготовлению гипсовых фигурок и зеркал, в 1940-м - клуб промкооперации, потом - общество воинствующих атеистов и другие организации, мало заботившиеся о сохранности здания.Несмотря на новую конституцию, принятую в декабре 1936 года и декларирующую свободу совести, храмы в это время массово закрывали. В Чите не просто закрыли – взорвали кафедральный собор Александра Невского, у православных отняли все церкви, а Забайкальскую епархию упразднили.

Кстати. В январе 1937 года перепись населения выявила 2/3 верующих среди сельского и 1/3 – среди городского населения, что ознаменовало разгул террора - «ежовщины». По разным данным в советский период от 500 тыс. до 1 млн. христиан пострадало за веру. Аресты духовенства обычно заканчивались расстрелом.Сейчас трудно представить, но до конца Великой Отечественной войны ни в Чите, ни во всей области не было ни одного православного храма, пока в 1944 году верующие не заняли здание старого костёла. https://zab.ru/specproject/4636_bozhij_dom

Объекты поблизости

Радиус: м.
Развернуть карту
Свернуть карту

Как добраться