Ремесленная синагога «Егия-Капай»
Мнение посетителей
Описание
(c) Соловьева Евгения
Самый длинный экскурсионный маршрут Евпатории называют «Малым Иерусалимом», что символизирует объединение национальностей, конфессий и религий в средневековом Гезлёве. Но если разговор зашел о религии, то в первую очередь Иерусалим ассоциируется, разумеется, с иудаизмом.
Время возникновения на территории Евпатории еврейских общин точно не установлено. Следы их пребывания в Пантикапее (Кречь) датируются 1 в.н.э.; при раскопках Херсонеса найдены плиты с традиционной символикой примерно этого же времени. Шведский историк И. Тунман (1746-1778) в своем труде «Крымское ханство» упоминает, что во времена хазарского владычества (9 в н.э.) «было в Крыму уже значительное количество евреев… Евреев здесь очень много, даже караимские секты. Они древние местные жители».
И всё-таки принято считать Гезлёв более караимским центром, нежели иудейским (хотя некоторые исследователи рассматривают караимов как одно из течений иудаизма, а не как отдельную конфессию). До XVII в. еврейская община в городе была малочисленна, проживали евреи в караимском квартале и только к XVIIIв. началось ее формирование как отдельного сообщества. Исследователь истории Евпатории Г. Спасский утверждает о том, что в городе уже в 1803 г. имелась подземная синагога.
Понятие «синагога» для иудеев гораздо шире, чем посвященное верховному божеству культовое сооружение для проведения религиозных обрядов, эквивалент храма, мечети или церкви. "И они выстроят Мне святилище, чтобы Я мог обитать среди них",— сказано в Торе. Тем не менее, во всем Талмуде лишь единожды синагога названа «домом молитвы». Чаще применимо другое ее название бейт-кнесет — "дом собрания". Да и само слово «синагога» греческого происхождения, дословно означающее «собрание». Таким образом, это помещение не только для молитв, но и для обучения, решения управленческих вопросов кагала (общины), проведения общественно значимых мероприятий, праздников.
Строятся синагоги строго ориентированно по сторонам света: алтарная стена с арон-кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки священного писания иудеев – Торы) обращена в сторону Израиля и Иерусалима. Перед арон-кодеш горит нер-тамид — лампа с огнем, который никогда не должен гаснуть, символизируя заповедь «возжигать вечный огонь перед лампадами». Украшения внутри синагоги допустимы любые, кроме человеческих изображений. Ограничение касалось пребывания внутри женщин — для них предусматривалось помещение (зачастую галерея) с отдельным входом.
С учетом этих требований и создавалась Главная (Торговая) синагога Евпатории. Ее строительство датируется началом XIX в., более точные цифры неизвестны, поскольку здание полностью перестраивалось в 1911-1912 гг. Изначально оно представляло собой П-образную постройку по типу базилики, сложенную из мамайского камня. Левый из двух выступов-ризалитов и служил входом для женщин, лестница оттуда вела на хоры. В правом располагался вестибюль, предшествовавший входу в главный зал.
Снаружи каждый из ризалитов заканчивался треугольными полуфронтонами, по углам увенчанными фигурами акротерий. Арочный вход вел на галерею с балконом, соединявшую оба крыла. Главный зал украшали четырехгранные колонны; также колонны обрамляли алтарь, где хранились свитки Священного Письма. Кроме искусственного освещения свет внутрь попадал через двойной ряд прямоугольных окон, и сквозь окно над алтарем, выполненное в виде шестиугольной «звезды Давида».
Рядом с синагогой находились миквы для ритуальных омовений, совершаемых священником перед чтением святого писания и посетителями, поскольку в иудейской традиции входящий внутрь не должен принести на себе ни кусочка грязи.
Располагалась Главная синагога в торговом центре Евпатории: рядом проходили крупные улицы Базарная и Раздельная (ныне Караимская и Тучина), где стояли многочисленные лавки, питейные заведения. Отсюда и пошло ее второе название «Торговая» или «Купеческая».
К началу ХХ в. здание синагоги обветшало и перестало «удовлетворять нуждам прихожан», ее решили перестроить. Городской архитектор инженер Адам Людвигович Генрих создал проект обновленного «дома собраний» и в апреле 1911 г. начался разбор здания. Однако часть прихожан, недовольная таким решением, противилась перестройке синагоги, апеллируя к властям города и даже - Таврической губернии.
Решение губернатора приостановило проект реконструкции до тех пор, пока не установили окончательно, что: «1) она (синагога) в ветхом состоянии и очень мала для состава теперешних прихожан; 2) не отвечает требованиям в пожарном и санитарном отношении; 3) помещение для женщин совершенно негодное». Наконец 10.06.1911 г Строительное отделение Таврического губернского правления одобрило проект, а год спустя 19.07.1912 г. уже выдали разрешение на её открытие. В том же месяце Главная еврейская синагога была торжественно освящена. В мае 1916 г. у ее стен иудейская община города приветствовала императора Николая ІІ, прибывшего в Евпаторию с семьей и небольшой свитой. Еще несколько лет синагога являлась действующим городским храмом.
Вскоре после Октябрьской революции ее передали в бесплатное пользование прихожанам с «богослужебными предметами по особой описи». К сожалению, в связи с отсутствием средств на проведение ремонтных работ здание начало постепенно разрушаться. В 1924 г. прихожане пытались укрепить несущие стены, но после землетрясения 1927 г. трещины на фасаде приобрели угрожающие размеры.
Проведенный в октябре 1928 г. осмотр синагоги комиссией Евпаторийского райисполкома установил, что дальнейшее пребывание в ней небезопасно и «дом собрания» пришлось закрыть.
В начале 30-х гг. здание передается в собственность евпаторийского пивобезалкогольного завода, часть помещений используется как склады, часть же разбирается и перестраивается. Эти многочисленные изменения и дополнительные разрушения, нанесенные зданию во время Отечественной войны 1941-1945, позволили утверждать, что Главная евпаторийская синагога «не сохранилась до наших дней».
В результате оставшиеся от нее части не были обозначены в Государственном реестре недвижимых памятников истории и культуры Автономной Республики Крым. Собственно говоря, сохранилась лишь часть фасада первого этажа с левым ризалитом, в котором сейчас находится трансформаторная подстанция. Остальная часть двора синагоги присоединена к Караимской улице, которая в этом месте расширяется, образуя какое-то подобие площади.
В настоящее время еврейская ортодоксальная община Евпатории «Яаков» совместно с городскими властями планирует восстановить Купеческую синагогу и создать в ней музейную экспозицию «История иудаизма». Действующим же иудейским храмом в Евпатории является вторая синагога — Егия-Капай, построенная в тот же период 1911-1912 гг.
Рассказывая об истории Евпатории от периода средневековья и до недавних времён, часто упоминают ее многонациональность. В своей книге «Сейхатнаме» (1666 г.) турецкий путешественник Эвлия Челеби писал о Гезлёве: «Здесь находится два мусульманских квартала… Еще там есть 2 квартала цыганского народа и 1 квартал армянских неверных...». Кроме упомянутых народностей здесь еще жили христиане-греки, да и караимы после ухода из Чуфут-Кале обозначили Гезлёв центральным городом своей общины. Также нельзя не упомянуть еврейскую общину, чьи представители сыграли значительную роль в жизни города.
Первоначально евреи проживали разрозненно в караимском квартале и только к XVIII в. началось формирование городской общины. Так же как и ранние кенасы караимов, первые еврейские синагоги создавались под землей, лишь к началу ХІХ в. община обзавелась настоящим храмом.
Главная (или Купеческая) синагога располагалась в оживленном торговом центре города; немногочисленные документальные упоминания свидетельствуют, что это было исключительно красивое архитектурное сооружение, построенное по типу византийской базилики. Со временем здание обветшало, и возникла необходимость в его перестройке. Городской архитектор А.Л. Генрих создал проект реконструкции храма, после чего в апреле 1911 г. началась разборка Главной синагоги. Вот тут-то и возникли сложности. Часть прихожан, сочтя действия строителей самоуправством, обратилась с письмами-прошениями к властям города и к Таврическому губернатору. Просители требовали немедленно прекратить разрушение храма. Возникший скандал действительно приостановил строительные работы; губернатор велел Строительному управлению разобраться в данном вопросе.
Пока шло выяснение, прихожане (городское общество ремесленников «Егия-Капай») получили разрешение на постройку на принадлежавшей им земле здания новой синагоги, которую немедленно и заложили неподалеку от прежней — на улице Пролётной (ныне ул. Просмушкиных). Состоялось это торжественное событие 12.06.1911 г. В соответствии с иудейскими религиозными обрядами, в основание храма закладываются три краеугольных камня. Это сделали городской голова А.И. Нейман и двое уважаемых в городе людей – М.С. Шером и В.М. Шиман, выступивших меценатами и пожертвовавшими на строительство синагоги значительную по тем временам сумму 1200 рублей; еще 6000 рублей выделила городская Дума. Удачное начало обещало быстрое завершение строительства, но без сложностей не обошлось. 23 октября 1911 г. по недосмотру строителей часть двухэтажного фундамента здания рухнула вместе с работавшими там людьми. И, тем не менее, чуть больше чем через год синагогу достроили. 19 августа 1912 г. состоялось ее освящение и проведена первая молитва; назвали синагогу Ремесленной или Егия-Капай.
Форма здания (проект его, кстати, составлял всё тот же архитектор А.Л. Генрих) не отличается от классических параметров иудейских храмов, повторяющих средневековые базилики. Оно ориентировано по сторонам света так, чтобы стена, в которой располагаются алтарь и арон-кодеш (шкаф, где хранятся свитки Священного Писания), смотрела в сторону Иерусалима. Украшает эту стену изображение меноры — традиционного в иудаизме светильника в семь свечей. Число семь считается священным и символизирует семь дней сотворения мира, семь планет Солнечной системы (известных на тот период) и семь небесных уровней. По форме менора напоминает дерево и обозначает само древо жизни, а свет ее свечей связан с библейским изречением: «душа человека — светильник Господа».
Стены храма сложены из желтоватого «мамайского» камня, причем в кладке чередуются широкие и узкие ряды, что напрямую копирует сложение стен Иерусалимского храма. Центральный вход в синагогу находится в западной ее стене; а поскольку согласно традиции женщины не могут находиться внутри вместе с мужчинами, то для прихожанок по бокам имеются два отдельных входа, лестницы, расположенные там, ведут сразу на хоры в «женское» отделение храма – «эзрат нашим».
Зал первого этажа предназначен для проведения молитв. Он делится на три нефа рядами колонн; центральный неф покрывает двухскатная крыша, два боковых освещают проходящие по бокам круглые окна. Карнизы всех трех нефов украшены небольшими арками. Нижние окна синагоги прямоугольные, а витражное окно в верхней части западной стены, над входом, выполнено в форме шестиугольной «звезды Давида». Над ним изображены другие библейские символы: Ковчег Завета со скрижалями, и жертвенный треножник, который Моисей поставил в святилище у горы Синай. Согласно традиции, в украшении синагоги не должно присутствовать человеческих образов, поэтому все изображения носят орнаментальный или символический характер. На первом этаже для молящихся расставлены лавки; у алтарной стены перед арон-кодеш горит негасимая лампада «нер-тамид» — огонь в ней должен гореть постоянно, напоминая о заповеди Талмуда: «возжигать вечный огонь перед скрижалями».
Следует знать, что синагога в иудаизме — это не только и не столько храм, посвященный Творцу, это еще и место, где члены общины встречаются для решения каких-либо административных вопросов, общих праздников, обучения детей. Само слово «синагога» греческого происхождения и в переводе означает «собрание», оригинальное же ее название «бейт-кнесет» — «дом собрания». Часто при синагоге организуют школу, где подростки изучают Тору. А покупка книг для общинной библиотеки, размещаемой там же, — богоугодное дело.
В Егия-Капай весь верхний этаж отведен для общественной деятельности: там располагаются женский и молодежный клубы, проводят свадьбы, праздники совершеннолетия, обрезания, другие религиозные обряды, организуют концерты. Кроме того в настоящее время там находится небольшой музей, рассказывающий о еврейской культуре и истории евпаторийской общины. Доступ в Егия-Капай открыт не только членам общины, но и всем туристам, желающим побывать внутри на экскурсии.
Впрочем, вновь действующей Егия-Капай стала только в 2003 г., когда здание вернули еврейской общине Евпатории и отреставрировали. До того момента ее судьба схожа с другими религиозными сооружениями на территории бывшего СССР: после освящения в 1912 г. синагога функционировала без малого 20 лет, а в 1930 г. городские власти закрыли ее и использовали здание под складские помещения. В захваченной немецкими войсками Евпатории в 1942 г. в ней устроили конюшню. К счастью, Егия-Капай, в отличие от Купеческой синагоги, избежала значительных разрушений и перестроек. В 1990 г. решением Крымоблисполкома ремесленная синагога внесена в государственный реестр памятников архитектуры Крыма.
Адрес:Синагога «Егие Капай», ул. Просмушкиных д. 34.