Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы
Мнение посетителей
Описание
Кафедральный собор — главный храм Ростовской Епархии. Здесь находится архиерейская кафедра архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона, а также Епархиальное управление. Собор построен в 1860 году по проекту архитектора Константина Тона и является уменьшенной точной копией Храма Христа Спасителя в Москве. В 1878 году, по проекту архитектора Кампиони была возведена четырехъярусная колокольня, разрушенная в 40—50-е годы ХХ века. Затем, в 1999 году, к 250-летию города Ростова колокольня была восстановлена в первоначальном виде. Над проектом восстановления работал архитектор Ю.Н.Солнышкин.
В соответствии с историческими документами на месте Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы изначально находилась ветхая часовня во имя Рождества Богородицы.
Позднее в 1766 году здесь была построена деревянная церковь с тем же наименованием.
В 1778 г. ее заменили новой, но в 1791 г. от удара молнии храм сгорел.
В 1795 г. на площади Старого базара была построена из камня новая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1822 г. Синод переводит ее в ранг "Соборной". Официальное освещение состоялось 20 апреля 1822 г.
К этому времени вместимость собора становится малой и ростовчане решают строить новый. Сооружение его началось в 1854 г. и завершилось в 1860 г., тогда же состоялось освящение храма.
По проекту областного войскового архтитектора Антона Кампиони рядом с Кафедральным собором строится колокольня.
Торжественная закладка фундамента колокольни состоялась 29 июня 1875 г. А 22 октября 1887 г., в день Казанской Божией Матери "при многочисленном стечении народа, в 8 часов утра перед Литургиею состоялось освящение новой каменной колокольни и в тот же день состоялось поднятие главного колокола весом в 1032 пуда ( 16.5 тонны). Прочие колокола подняли ранее - 15-17 октября 1887 г."
В 1942 году из-за боязни "демаскировки" были снесены два верхних яруса колокольни.
В 1948-50 гг. архитектор Л.Ф.Эберг предлагает проект восстановления колокольни в измененном объеме (без ранее существовавшего третьего яруса), но проект не был осуществлен.
Претерпел изменения и сам собор. В послевоенные годы установили иконостас, выполненный по аналогу московского храма Христа Спасителя и художник Волков восстановил росписи в интерьере храма.
В настоящее время завершено восстановление колокольни собора.