Руины японского ЦБЗ "Сикука" в городе Поронайск на Сахалине
Мнение посетителей
Описание
Развалины Поронайского ЦБЗ. Изначально - Бумажный завод в г. Сикука. Построен в 1936 году. Теперь остались только развалины да руины от построек 1936 года.
Потихоньку его начали рушить в начале 90-х ХХ века. А к началу нового тысячелетия остались только жалкие огрызки былой славы и величия города Поронайска. При этом завод при японцах проработал не полных 9 лет и был на момент окончания второй мировой войны самым передовым по технологиям не только на Сахалине, но и в Японии.
Что бы не быть голословным я воспользуюсь описанием этого техногенного памятника из очерков моего коллеги-путешественника. Замечательного сахалинского краеведа и знатока острова Сергея Первухина (1961-2020) https://www.tourister.ru/responses/id_18947
...После 1905 года, японцы на месте Тихменевского поста построили город, назвав его Сисука (Сикука), от искаженного айнского Сиска. В 1936 году здесь запустили самый большой ЦБЗ на Сахалине, производили пульпу, а отходы сливали в болота. Там за несколько лет происходило естественное разложение, и стоки Поронай не загрязняли. Говорят, воняло со страшной силой, но зато рыба была. После 1946 начали сбрасывать в реки (отходы). Вонять не перестало, а рыба исчезла. За эту вонь от «бума», Поронайск стали называть Провоняйск. В начале 90-х завод закрыли, вонять перестало, а название так и прилипло. Такая вот неблагозвучная цепочка, а если задуматься, с чего все началось…
Поронайск вошел в историю как город где родился Тайхо Коки (Иван Борышко) — непобедимый борец сумо, сумевший взять Императорский кубок 32 раза. Сын украинца и японки, он сумел сделать головокружительную карьеру в Японии, ему при жизни ставили памятники, а после смерти Тайхо стал 21-м почетным гражданином Страны восходящего солнца. Однако местная администрация надувает щеки и на японские предложения, об установке японского памятника Тайхо на японские деньги глядит подозрительно, ожидая подвоха. Тут уместно сказать, что японцы любят увековечивать своими памятниками сахалинскую землю. На острове Сачи, в Поронайске, например, поставили памятник аборигенам пострадавших в репрессиях. Причем не на волне всяких там разоблачений, а на самом деле, репрессировали оленеводов за шпионаж в пользу Японии. Жившие здесь аборигены под видом «туда-сюда ходи, олень паси», сливали информацию японцам о жизни на Северном Сахалине, а японцы по-честному иенами расплачивались… Конец цитаты
Никаких выводов этими заметками я не собираюсь делать для подрастающего поколения. Не уполномочен и не желаю того. Но вот задуматься над сакраментальным вопросом всё же следует. Этому уже оцифрованному поколению, которое продолжают дурить. Оболваненному пропагандой внутренней и внешней. От американского якобы Доброго дяди и Большого брата. С их двуликими понятиями и рассуждениями о свободах и Родине. Вопрос и прост и сложный одновременно. "Так что же такое Родина? Это место где ты вырос и которое стало тебе отечеством? Или пропагандистские клише и штампы от новомодных заклинателей, завоевателей и якобы освободителей. Освободителей от чего? От ваших и наших нравственных убеждений?