Собор Троицы Живоначальной
Мнение посетителей
Описание
Соборный храм, освященный во имя Святой Троицы, является смысловой и архитектурной доминантой ансамбля обители. Он строился в 1651–58 годах (иногда встречается другая дата окончания постройки собора – 1664 год).
Архитектурное решение Троицкого собора строго соотносится с концепцией храмового зодчества, активно внедрявшейся в те годы Патриархом Никоном, – строить «по старине», шатровых завершений отнюдь не употреблять, а в качестве образца иметь мысленным взором Успенский собор Московского Кремля. Именно на него ориентировались и строители Троицкого собора Желтоводского монастыря.
Предполагают обычно, что возвел каменный храм обители «подмастерье каменных дел» Максим Апсин, родом москвич. Заказчики соборного храма явили известную амбициозность своего времени. И хотя он не превосходит размерами Успенский собор (это могло быть чревато – даже в XIX веке монастырям приходилось расставаться с двумя ярусами своих колоколен, если они выходили выше колокольни Ивана Великого), но все-таки на аршин больше Спасо-Преображенского собора Новгородского кремля, не дошедшего до наших дней.
Высокий, пятиглавый (пятиглавие несколько сдвинуто к востоку), с тремя алтарными апсидами, Троицкий собор производит неизгладимое впечатление. Снаружи, в сущности, сложно понять, насколько он велик. Благодаря своей пропорциональности он выглядит величественным, но не подавляюще-огромным. И полное представление о его размерах можно получить, лишь войдя внутрь. Скорее всего, впечатление высоты и простора создается здесь во многом благодаря тому, что собор пока еще не благоустроен в полной мере. Пятиярусный, устремленный ввысь иконостас и расчищенные от побелки, но еще неотреставрированные фрески – вот что определяет «внутреннее звучание» Троицкого собора.
Особенной красотой трудно возрождающейся святыни, сияет убранство собора в солнечные дни, когда лучи, падая через высокие окна, выхватывают из полумрака фрагменты иконостаса и потускневших от времени и варварского обращения фресок. Фрески Троицкого собора – уникальный памятник монументального искусства своего времени. Создавались они вскоре после постройки соборного храма. К сожалению, они еще не изучены в достаточной мере, но какие-то очень общие вещи сказать о них можно. Предполагают, что работала над ними артель костромских мастеров. А костромская школа именно в это время переживала период наивысшего расцвета.
Даже сейчас, когда фрески находятся в удручающем состоянии, в них нетрудно обнаружить некоторые особые черты, присущие именно костромской школе. Это, прежде всего, декоративность и дробность изображений (храм изнутри как бы опоясан «лентами» изобразительных рядов), использование ярких красок, динамичность сюжетов.
В 1859 году рухнул центральный купол Троицкого собора. Произошло это не из-за каких-то просчетов, допущенных при его строительстве, а из-за того, что Волга на протяжении многих десятилетий неустанно подмывала берег, на котором находился монастырь. Именно после этого случая было принято решение об упразднении монастыря – сочли, что оставаться здесь братии небезопасно. Когда монастырь возобновили в качестве женской обители, в Троицком соборе начались масштабные реставрационные работы, завершенные к 1912 году. Купол восстановили. Кроме того, стены собора получили дополнительные росписи – эти росписи, правда, значительно уступали фрескам XVII век.